Київський велоклуб "XBikeCLUB"

Суботхан и Демерджи

Был наш X-bike

(…почти «Мцыри»…)

Часть 1. Европейские надежды, или как были спасены «Майские».

Воодушевленный и окрыленный прошлогодним незабываемым походом по центральной Турции, X-bike активно языками планировал не менее амбициозный велотур по Восточной Европе. Но в этот раз как-то подвели нас организаторские усилия – чего-то не хватило. Пришел Апрель, а «воз нашей евроинтеграции»  так и не сдвинулся с места, и уже в подзорную трубу прямой наводкой виделись «Майские» все в тех же приевшихся местах в окрестностях стольного града с куском жареного мяса в зубах. Но, у истинного искателя приключений всегда в загашнике найдутся интересные непройденные маршруты.  На этот раз ситуацию спас наш горячо-любимый клубный вдохновитель и воодушевитель Скиф.

Крым пройден вдоль и поперек любым приличным вело-путешественником, но Леша нашел место, где еще не прокатывалось массовое колесо  X-bike(а) – горный массив Демерджи.  Справедливым был бы вопрос: «А что там делать с велами !?!», но для тех, кто уже заталкивал своих двухколесных с баулами на карпатские 2000 м, это не вопрос!

Итак, инициативная группа оперативно собралась и закупила билеты на поезд в популярном  направлении. Не все желающие оказались сознательными и оставшиеся уже буквально на пару дней позже места были «боковые у туалета, а в купе напротив  ехали цыгане …», или почти так. Кажется кое-кто, спохватившись еще позже, уже вообще не добыл билетов. Товарищи туристы, покупайте билеты в железнодорожных кассах заранее, если  конечно они там еще есть!

Вечером 30-го апреля восемь Conquistadoro el Dimerji без особых сюрпризов погрузились, а утром 1-го Мая выгрузились из поезда Киев – Симферополь.

Часть 2, день 1. На пути к подножью гор, или как правильно накачать колесо микроавтобуса.

В первый день план был грандиозный: нам предстояло добраться до Перевального (на полпути от Симферополя до Алушты), подняться на Долгоруковскую яйлу, через перевал Тырке на собственно Демерджи и засветло спуститься в Алушту дабы по-человечески устроиться на ночлег. 25 км асфальта до Перевального не виделись нам привлекательными и в целях экономии времени до туда решили ехать на троллейбусе али каком ином транспорте (велы мы не собирали).

Сразу на вокзале предложили микроавтобус, причем его стоимость все время росла на пути от перрона до вокзальной площади, а мы все не отказывались! В итоге нас завели в какой-то проулок в 100 метрах от вокзала и показали тот заветный дилижанс. Оценив компанию водитель стал отступать у непонятном направлении. Мы не поняли – а водитель понял: «нада шота сказать», и прокомментировал: «так это … колесо подкачать».

Ранним первомайским утром воздух был прохладным, а настроение приподнятое – почти праздничное.  В переулке кипела активная жизнь: то и дело появлялись другие «бусики» и в них грузились счастливые «пешики», а наше счастье вот уже полчаса как растворилось за поворотом. Подлое колесо никак не накачивалось, мы терялись в догадках: наверное колесо качали велосипедным насосом, но никто  даже предположить не мог, что нас попросту бросили. У нас закончились анекдоты и ничего не оставалось как двигать своим ходом. Еще минут через 15, когда мы прикрутили все колеса и погрузили баулы, все же приехал какой-то бус и предложил нам свои услуги. Но мы уже «обиделись» и стали крутить педали, а уже за какой-то час с хвостиком мы совершенно неожиданно, но очень удачно наткнулись на магазинчик автозаправки ТНК в Перевальном на повороте к Красной пещере и Долгоруковскому
хребту.

Часть 3, день 1. Демерджи, или просто: «вот оно – счастье!»

С дороги Симферополь – Алушта мы дружно двинули по указателю «Пещера Красная» на восток, а когда через пару километров асфальт сменила грунтовка, мы поняли почему с билетами было так туго. Пешеходных туристов было столько, что невольно вспомнился И. Франко: «Ось ідуть вони юрбами, ті безхвості, ті з хвостами, все що виє, гавка, квака …», ну в хорошем смысле, конечно. Группы были большие и маленькие, пестрые и одноцветные, идейно-целеустремленные и просто «хиппи-панки». А вот с велами почти никого – да оно и правильно, при всех преимуществах в скорости, в горах на веле все же пропускаешь немало красот: когда упершись зубами в руль наверх или клацая зубами по камням вниз.

Погода была солнечная, грунтовки хорошие и мы довольно быстро докатились до подъема на Долгоруковскую яйлу, по пути без особых приключений, прыгая по камням, пересекли веселый горный ручеек, питающий своими водами «Краснопещерку».

Следующий час мы преодолевали основную часть подъема на плоскогорье, велы, конечно, в основном ехали на нас. И тут уже не хватит никаких слов и фотообъективов описать виды: внизу по счастливому  Перевальному прыгали веселые майские солнечные зайчики, а дальше в легкой дымке раскинулся Чатыр-Даг, а еще дальше выглядывал Бабуган.

По самой яйле двигались по-разному: где верхом – где пешком, благо в основном везде было сухо и комфортно. Тут всюду были оборудованы туристические стоянки, где местные лесники, по словам «пешиков» аккуратно и своевременно взымали мзду за каждое их телодвижение – ну «знамо – дело святое».

После часа дня желудки уж совсем взмолились об обеде и мы, почти пройдя Долгоруковский хребет устроили «гастрономический» привал, с которого дальше двинулись не все сразу – Черепаха и Алексей остались клеить колесо. Мы знавали лосиную натуру этих аксакалов, но, опять пихая велы в гору по тропе, никак не ожидали, что они ломануться как-то «чигирями напрямик» и догонят нас через каких-то пару километров.

На перешейке между Северной и Южной Демерджи есть источник Джурла и еще несколько источников рядом. Вода у нас конечно заканчивалась, но кроме того мы находились на отметке 1050 м., а наша дорога уже через какой-то, буквально километр была на 1250 м., и мы с грустью это воочию созерцали. Вокруг, опять-таки, роились толпы пешиков и тоже почему-то набирали воду.  Но «гонцы» с водой уже вернулись и еще через полчаса мы уже гордо фотографировались наверху.

Только часам к 6-ти вечера мы добрались до Южной Демерджи и тут уже фотографировались «по всякому».

Часть 4, день 1. «Коровья тропа» и «ёжики в тумане».

Солнце клонилось к закату.  Снизу из под сказочного моря облаков весело выглядывал поселок Лучистое, и было оно как-то очень далеко внизу, но вместе с тем и как-то слишком близко к горе. И от этого становилось тревожно (перепад высоты 1200 – 500 м). Изначально планировалось ехать вниз по «Коровьей тропе», но этот путь был длиннее и нужно было возвращаться назад. Вместе с тем  с другой тропы откуда-то прямо с южного склона горы выныривали «пешики», веселыми они не выглядели, но были живыми, с рюкзаками и даже с женщинами. Когда мы отпускали тормоза вниз мы знали только то, что этот путь короче …

Первые пару сот метров мы весело прыгали вниз по камням, а пешики расступались и задавали какие-то странные настораживающие вопросы… Уперлись в первое «нереальное» нагромождение камней и минут 10-15 только прикидывали как его преодолевать – не знали мы тогда, что это было только начало.  Следующие 3 километра мы шли 2,5 часа.  Сейчас уже с трудом и даже со стыдом вспоминаются все те слова и эпитеты, которые тогда приходили в голову.

Ну, когда одной рукой держишься за куст, другой велосипед, а зубами рюкзак и всего 2 мысли: «кто из нас троих преодолеет путь в Лучистое быстрее всех» и «какого … я так нагрузил рюкзак – поход же не автономный!». Кто-то в отчаянии кричал сзади вслед оторвавшимся вперед: «Рома, передай этим скалолазам, что не все тут скалолазы!». В общем, тропа была сносно проходима пешком, но с велами местами без помощи товарища было совсем грустно и даже экстремально. Компенсировалось это теми же головокружительными видами и красотами, хотя я так и не разглядел профиль великой самодержицы в скале Хой-Кая.

На асфальт в поселке мы выбрались в «хорошие» сумерки, но были и хорошие новости:  до Алушты оставалось всего 10 км по асфальту и все вниз. В сгущавшейся мгле цепочкой на хорошей скорости мы покидали Лучистое, как вдруг Игорек прямо передо мной потерял равновесие и кульбитом полетел через голову вместе с велом.

Зрелище было ужасное. Я чудом успел увернуться и оттормозился на обочине. Впечатление было, что просто так Игорек сам не встанет. Уже на обочине пострадавший сидел, пытался прийти в себя и оценить свои ощущения – шок в первые минуты не позволяет адекватно оценить свои же травмы. Мы тем временем собирали запчасти по дороге. На удивление и на первый взгляд железный конь почти не пострадал и мог бы ехать дальше. После жуткого кувырка основной удар принял консольный багажник. Игорек, тоже к счастью и на удивление не находил в себе серьезных травм. Конечно были ушибы,  довольно большие и наверняка очень болезненные потертости на плечах и ногах. Кое-как залатали раны и Игорек смог ехать дальше. Правда теперь и до конца похода он на спусках был очень осторожным.

Еще через пару километров мы нырнули в очень густой туман. Пришлось останавливаться и одевать «непромокашки».
Вокруг царила полная мгла.  Туман нагонял еще больше темноты и романтики. Мы прилично растянулись и как «бэтмэны» летели вниз во тьму на дурной скорости  – было страшновато, но как-то по-глупому весело и прикольно. Почему-то вспоминался культовый мультик про ёжика.

В Алушту на площадь-кольцо у Автовокзала мы прикатили уже около 22:00. Было совсем не видно желающих сдать апартаменты. Но наш командир довольно быстро вернулся с разведки с чудными новостями и буквально через пару метров мы счастливые закатились во дворик с обычными средненькими алуштинскими удобствами и совсем недорого. И уж вовсе предела не было нашему счастью, когда мы почти в 11 вечера завалились в кафешку в том же райончике и нас накормили от пуза на всю «широту» их меню.

Часть 5, день 2. По побережью вдоль моря или весенняя раскатка по Х-байковски.

Дальше по плану мы направлялись в сторону Севастополя, но хотелось проехать как-то поинтересней и поживописней, поэтому трек был проложен по дорогам, идущим в непосредственной близости к морю. Поначалу все получалось. Многие, я уверен, хорошо знакомы с топологией дорог идущих вдоль городов и поселков у самого синего моря.  Да, они ярко изобиловали причудливостью форм и рельефов. Мы то и дело набирали и тут же сбрасывали по пару сот метров высоты, а уклоны там известные.

Уже через 7 км в Лазурном мы уперлись в первую преграду – где теоретически была тропа пройти не удалось, а надо было в Малый маяк. Решили обойти выше. Как-то совсем тяжело давались подъёмы в то утро – оказалось ноги за зиму отвыкли от педалей и не хотели их крутить. Стыдно вспомнить – иногда на ровном асфальте даже пешком ходили.  Закатываясь с визгом души на очередной подъем нашли нужный нам путь, а заодно и кордон  со шлагбаумом. Добрый привратник даже согласился нас пропустить, но убеждал, что дальше всё перерыто-перекрыто-застроено – никак не пройти. Тогда мы вообще поднялись на трассу (новое Южнобережное шоссе).

Время было за полдень. Стали прикидывать оставшийся путь с рельефом местности. Стало ясно: по таким дорогам к обеду в Ялту не успеть – а это было недопустимо! Решили схалтурить и до Ялты грустно ехать по шоссе. Следующие 25 км по трассе ехали без приключений и, как и предвиделось, сов сем неинтересно. В Массандре стали спускаться к морю и аккурат к обеду в полном составе любовались живописной ялтинской набережной. Народу было как на параде – представить невозможно что тут в «сезон» происходит.

Но желудок требовал компенсацию за утро. С чем подкатили к ближайшей пиццерии тут же на набережной. Мы точно знали, что в Ялте велы наши никому не нужны и их можно смело оставлять на улице, но так к ним привыкли, что хотелось на них смотреть все время. В глазах администратора пиццерии, привыкшей видеть звезд эстрады и простых приличных отдыхающих бюргеров, читалось отвращение от вида потного цыганского велотабора и нам отказали закатить велы даже на открытую террасу заведения.

Спас нас Алексей – он побывал уже везде (кое-где даже по 2 раза) и тут он тоже знал тайные тропы. Итак, еще через пару сот метров мы закатились в особо секретный проулок с необычным заведением общепита с экзотическим названием «Столовая». Здесь на открытой террасе можно было не только оставить велы, но даже поставить палатки и
жарить шашлыки.

В столовой время остановилось где-то на отметке 1989.  Ее работники как защитники Брестской крепости  вот уже 2 десятка лет героически отражали атаки неумолимого времени перемен при атрподдержке нормального цивилизованного сервиса. Удивительно – абсолютно все здесь осталось по-советски: меню, посуда, мебель, занавески, речь персонала и даже их одежда и только цены – цены были уже вполне современными. Кое-кто из нас умудрился пообедать аж на 100 грн. Вместо кофе нам предложили «напиток Ячменный» ( если кто помнит), так что кофе мы пили в соседней кафешке.

Дальше вдоль побережья у самого моря в сторону Ливадии. Уже очень скоро перед нами вынырнул сказочный Ливадийский парк еще не совсем запущенный «бо грошей немає», а за ним и дворец. Конечно стоп кадр на фоне …

Алексей не переставал удивлять – он вдруг подмигнул и поманил за собой куда-то в кусты за дворцом – я даже не понял как все произошло, помню: мы прорвались через полосу строительных работ и преодолели какой-то забор в лоб, т.е. в щель, пардон. Так неожиданно мы очутились на знаменитой Солнечной или Царской тропе. Гуляющих было не много, а день солнечный. Когда мчались по тропе много раз очень хотелось остановиться и полюбоваться красотами, но был уже «пятый час». Достигнув Беседки-полуротонды уже не могли не остановиться и вот …

Так мы очутились в Гаспаре, лишь на пару секунд остановились бросить взгляд на Ласточкино гнездо и дальше вдоль моря через Кореиз к Алупке.  Уже часам к 6-и вечера показался и парк Воронцовского дворца. Во дворе дворца не так любовались красотами, типа видели 20 раз, как штурмовали местную продуктово-сувенирную лавку. Ну и «заматрасить» на лавке с мороженым и кока-колой – дело святое.

Были в лавке еще пирожки-слойки с разной начинкой. Скиф-бедняга-вегетарианец нашел единственный для себя вариант с каким-то творогом. Но мы-то уже свои съели и не могли спокойно смотреть на счастье товарища. Кто-то из нас изобретательно заявил, что он «такую» ел и там точно есть яйца. Скиф не смог с этим смириться и слойку (или их было две) конечно отдал коварным товарищам. Они, подлецы, слойку(и) сожрали, правда совесть потом мучила. Товарищи вегетарианцы – не поддавайтесь на провокации!

Еще 5 км по живописному побережью, и мы на узких старинных улочках Симеиза. У Х-байка там, как оказалось, была явочная квартира где велосипедисты периодически останавливались. И на этот раз нас приняли с должным радушием. Удобства оказались скромными, но вполне приличными для этих мест – с душем и кухней. А позже вечером, когда уже совсем стемнело, мы удачно расположились на террасе кафешки, нависающей над улицей, ведущей к морю.  Счастливые, мы сидели на татарских лавках вместо стульев, на которых обычно не знаешь куда деть ноги, закутавшись в пледы и заказывали чего душе угодно. А еще позже даже прогулялись к морю. На обратном пути в центре поселка продуктовый магазин был открыт – то ли еще не закрылся, или вообще работал круглые сутки, но пельменей на утро мы себе купили.

Часть 6. День 3. Старая «оползневая» дорога, «подземноводное» эхо холодной войны и город-герой …

Утро 3-го мая нас встретило тарелкой горячих пельменей и невосполнимой утратой. Мы недосчитались двоих товарищей. У Алексея и Черепахи обратные билеты были на сегодня из Симферополя, а это 100 км хоть и по асфальту, но по Крымским качелям. Мы не особо переживали за двух знатных резвых «лосей» нашей группы. Только потом мы с разочарованием узнали, что они не только схалтурили часть маршрута (от Алупки наверх до Ангарского перевала) на троллейбусе, но даже не пошли обратно через Демеджи а просто поехали по трассе.

А у нас утро началось с обычной в этом походе разминки: с Симеиза мы поднялись по серпантинчику на старую Крымскую дорогу (перепад высот 70 – 400м, и всего 5 км), но сегодня было уже легче. Здесь нам стали встречаться велосипедисты – в основном спортсмены на шоссейниках. Особенно запомнилась одна разношерстная группа спортсменов разных возрастов и способностей – они нас обгоняли периодически на протяжении 10-15 км. «Тренируются» – подумали мы. «Совсем плохо едут» – подумали они.

За поселком Оползневое нам почему-то встретился оползень: дорожное покрытие было сильно разрушено – на машине не проехать, а пешком – пожалуйста.  Казалось, подъему не будет конца, но за Чертовой лестницей дорога весело полетела вниз. Но и тут на пути нашего счастья встала преграда. От зимней спячки пробудились какие-то черные мошки и целыми роями и даже «толпами» устраивали брачные игрища над разогретой весенним солнцем дорогой. Горе было тому, кто не успел вовремя одеть очки…  Товарищи велосипедисты. Очки, оказывается,- не просто модный аксессуар! Как только закончились мошки – появился слой густого, как молоко, сырого и холодного тумана от которого нас спас очередной подъем к Форосской церкви.

Головокружительных видов, которые обычно открываются с площадки церкви на морское побережье и Форос, сегодня не было …

Такие же виды открывались, т.е. не открывались и с Байдарских ворот …

Ну «не все ж коту масленица!»

Дальше в Орлиное мы скатились, нет – слетели – орлами (- 200 м высоты) и слёту атаковали продуктовую лавку. Путь лежал в Севастополь. Местность стала почти равнинной, а скоро, вообще, старая дорога влилась в новую и мы покатили по шоссе. В половине пятого доехали до поворота на Балаклаву и вспомнили, что большинство группы там еще не бывало. Решили – «для бешеной собаки не крюк».  Уже в Балаклаве стали спрашивать музей-базу подлодок и язык довел. Да нет – Скиф довел – конечно. Удивительно, что подкатили мы через минуту, как  началась последняя экскурсия, и мы чудом попали внутрь.

Это место еще называют «Музей холодной войны». В те самые времена он обслуживал и ремонтировал советские подлодки среднего класса. Уже в конце 80-х он утратил актуальность; в начале 90-х вывезли все самое ценное, а дальше доселе секретный объект вообще был на 10 лет предоставлен мародерам и никем не охранялся! Вынесли ВСЁ кроме 10 тонных противоударных ворот. Экскурсия была грустной – почти всюду лишь голые 3 метровые стены спроектированные выдержать взрыв 100-килотонного атомного заряда на поверхности. Поистине уникальный объект и
даже те жалкие остатки экспозиции в основном были привезены сюда извне.

Тем же путем вернулись на трассу. На известном кольце-развязке перед Севастополем Скиф махнул рукой на дорогу идущую к лесопарку, а не прямиком в город. Да, не без злости мы снова крутили педали в гору – в Сапун-гору.

Солнце садилось и я с трудом уговорил командира свернуть к музею-диораме обороны Севастополя. Девушкам было не очень неинтересно созерцать нагромождения старого металлолома, а я с восторгом стоял у настоящего 6-и дюймового морского орудия в полузакрытом каземате… я взялся за замок, лязгнул откатник и тяжелый бронебойный снаряд со свистом перемахнул 50 кабельтовых, где лишь краешком над морским горизонтом показались дымы «Гнейзенау». «А эта типа пушка»: послышалось за спиной… замка на орудии не стало, поворотники были  под слоями краски, а дымы грозного немецкого линкора – лишь маленькое грозовое облачко на горизонте. Пора было двигать дальше.

Скиф знал куда вел – путь через
Сапун-гору был короче и скоро мы спустились к Севастопольским вокзалам.
Автовокзал был в 2-х шагах как вдруг нам встретилась
вывеска … и не напрасно.

Гостиница занимала первый этаж многоквартирного дома, а администрация оказалась дружелюбной к велосипедистам – нашелся здесь и коридорчик для велов, хотя места было и немного. Мы сняли 2-х местный номер и люкс: 2 комнаты 2 + 2.

Где поужинать мы не знали, но нашли маршрутку в центр – на площадь Нахимова, правда там мы тоже не знали где покушать. Пошлявшись немного, набрели на приличное заведение с очень крымским названием. Цены покусывались, но терпимо. Кто-то даже насладился свежей жареной форелью. Потом пришлось немного прогуляться по старому приморскому городу со следами былого величия, пока нашли маршрутку обратно. Интересно, что в Севастополе маршрутки – это Мерседесы Спринтеры и плату взимают на выходе – аргумент:  «а как понять: кто платил, а кто нет?» И я представил наш киевский «Богдан» выгружающий 50 человек у ближайшего метро по одному с расчетом каждого в отдельности … – Армагеддон!

Часть 7. День 4. «69-й», «Пятая балка», «Эски-Кермен» и сырая солянка.

Конкретный план на последний день похода не был утвержден изначально. На общем заседании оставшихся «Viajero» было решено посетить пещерный город Эски-Кермен. Завтракали прямо в номерах награбленным в соседнем магазинчике. На сегодня очередная утренняя разминка с заездом на Сапун-гору  показалась даже несерьезной.

Мы проделали обратный путь по шоссе до поворота на Балаклаву, но в этот раз свернули на север к Терновке. Погода по-прежнему нас баловала, хотя сегодня все чаще облака закрывали солнце.

На полпути к Терновке (5-6 км) от поворота мы наткнулись на ДОТ, заботливо побеленный местными ко Дню Победы. 69-й артиллерийский ДОТ входил в 15-ю отдельную батарею Черкез-Керменского опорного пункта, в его широкой 7-и метровой амбразуре стояло когда-то могучее 100 мм морское орудие, стыренное с подлодки. В ноябре 1941 артиллерийский расчет краснофлотцев надолго остановил продвижение немцев по шоссе Терновка-Севастополь и сыграл свою немаловажную роль в героической обороне легендарного города.

Скоро показалась и Терновка. Отсюда было 2 принципиальных варианта пути к пещерному городу: в объезд по шоссе – через деревню Красный Мак или через горный перевал Шулдан-Бурун(не перестают смешить татарские названия). По шоссе путь был намного длиннее и никаких красот. Скиф предложил штурмовать перевал прямо в Терновке (там была тропа на карте). Я посмотрел на почти слипшиеся горизонтали, вспомнил «нашу Коровью тропу» и отговорил Скифа. Мы свернули чуть дальше по «кабутабы» автомобильной дороге.

Скалистая каменистая дорога круто шла вверх. Зубами в руль – привычное дело. Стали встречаться многочисленные группы пешиков. С высоты перевала нас снова порадовали сказочные виды – особенно живописно смотрелся пещерный монастырь Шулдан с башней на уступе, вокруг которого роились все те же туристы.  Здесь в радиусе 8 – 10 км можно отыскать с полдюжины пещерных городов и монастырей – настоящий туристический рай. Троп здесь столько, что иногда не помогал даже ЖПС и мы как-то даже забурились в чащу леса – пришлось возвращаться.

Дальше по пути вниз нас встретила широко известная в узких кругах Пятая балка. Тропа в балке идет вдоль, а местами поперек, веселого ручейка. Здесь тургруппы образовывали целые заторы, особенно в местах – где нужно было перепрыгивать через ручей. Вдоль всей тропы у кромки леса стояли многочисленные палатки, а рядом копошились настоящие эльфы – и вообще атмосфера здесь была какая-то  сказочная. Эльфы на тропе почтенно расступались и пропускали двухколесных пришельцев.

С Пятой балки мы заехали на пустынный лесной грунтовый спуск и через 15 минут «crazy rally» мы выскочили в долину у Эски-Кермен. Небо совсем затянуло тучами и начал накрапывать грустный дождик. На стоянке-парковке у пещерного города нужно было кого-то оставить с велами. Игорек вызвался героически «прикрывать отход» – травмы полученные при падении давали о себе знать – а тут еще и дождь. Натянув дождевики, мы двинули навстречу древней истории.

Эски-Кермен, как пещерный город, лично мне нравится намного больше, чем общеизвестный популярный Чуфут-Кале. Пещер, как мне кажется, здесь больше, а формы каменных жилищ – более интересные и причудливые. Уже впятером мы честно прошли по всему «пещерногорному» плато. Гонимые дождем и желанием успеть на поезд, особо не задерживались.

А спуск с плато – по прежнему настоящая жопа.

Продолжал моросить дождик, мы неспешно катили по асфальту оставшиеся 20 км к Бахчисараю. Это была самая ненастная погода за весь поход. До поезда было еще несколько часов, когда мы закатились в промокший город. Скиф нас вел в хорошо ему известный ресторанчик – где планировалось получить все любые чревоугодные радости и скоротать время до поезда.

Кафешка оказалась довольно уютной с элементами местного этноса.  Мы неторопливо изучали меню, как вдруг в почти пустое заведение стали в буквальном смысле прибывать люди. Все они оказались из одной тусовки. Судя по речи – Россияне. По интересам – «бейз-джамперы» – это мы поняли,  когда они на пол помещения попросту разложили  парашют посушить. Экстремалы продолжали прибывать – они, очевидно, тоже замечательно провели праздники и отели это отметить на всю широту Русской души. Когда они сдвинули все оставшиеся в кафе столы в один «свадебный», нам совсем стало неуютно. Официанты не успевали подносить «алкоснаряды» батальону русских парашютистов, а о нас вообще забыли. Первый раз в жизни я ел такую солянку: всё что я смог найти в супе – огромные куски недоваренной картошки, а кое-кто из нас вообще не дождался своих блюд даже через 40 минут! Пришлось спешно отступать к вокзалу.

Последний сюрприз ждал уже на платформе Бахчисарайского вокзала, когда весь перрон уже закончился, а наш вагон ехал еще метров 50 и мы в оперативном  режиме сдали кросс по железнодорожной гальке и зачет по метанию велосипедов в открытый проём.

Мирно капала вода с нашего мокрого вела на пассажиров в соседнем купе, но их это не беспокоило – они тоже были туристами и тоже недавно вдыхали запах можжевельника где-то в горах с рюкзаком за спиной. Рядом бушевал пресловутый бесконечный вагонный спор между верующим и ярым атеистом, в желудке булькало пиво и хотелось спать …

ЭПИЛОГ

Если вы еще можете это прочитать, то у вас хорошее зрение и терпение.  Много мест и видов были пройдены не впервые, но этот поход хорошо прочистил мозги от зимней спячки, а легкие от городского смога. Друзья туристы, не каждый уже ранее пройденный маршрут оказывается  скучным и неинтересным, и я сам имел счастье в этом убедиться. Ибо одна известная мудрость гласит:  «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

Набор высоты был жестковат для начала сезона, но все справились и никто не пожалел (… а кто пожалел – будем бить).  Хватало приключений, разнообразия рельефов и покрытий, а красоты, пейзажи! Спасибо Скифу за героическое спасение майских. Спасибо всей дружной компании «Viajero» в этом походе. Отдельная благодарность тем, кто самоотверженно спасал железных коней и баулы товарищей от «скоростного даунхилла» на Коровьей тропе.

Автор текста Рома.

Техническая информация:

Общий километраж – 265 км

Набор высоты – 4650 м

Сброс высоты – 4690 м

Наивысшая точка маршрута – 1250 м.