Київський велоклуб "XBikeCLUB"

2010 – 25-27 червня – Кам’яна могила

Рученьки терпнуть, злипаються віченьки

Боже! Чидовго тягти?

З ранньогоранку до піздньої ніченьки

Ніжками денно верти!

ПРОЛОГ

Еще два года назад, я задумал поход на землю настоящих украинцев – Запорожье с посещением ряда местных достопримечательностей в том числе невероятно интересного места под названием «Каменная могила».

Я много читал о том месте, и с каждым прочитанным словом все больше хотелось там побывать. Из разных источников доносились разные версии происхождения данного места, но практически все были схожи в том, что
это место излучает какие-то невидимые энергии, которых нет нигде, более подробно я опишу это место дальше. Так же мне понравилась фраза, подсмотренная где-то в Интернете – «Если вам суждено побывать на Каменной могиле так и будет».

Более того, стояла так же цель добраться до Азовского моря и прибавить его уже к трем посещенным в этом году – Черного, Мраморного и Средиземного морей.

ДЕНЬ ОТПРАВЛЕНИЯ

Итак, день отправления 24 июня 2010 года с Киевского центрального вокзала. Поезд Киев-Запорожье отправлялся в 20:26 и все участники были в сборе, правда, с опозданием. Мы несуетливо погрузились в наш вагон под
номером 20 и отправились в путь.

Кроме того, в эти дни еще одна группа нашего клуба собиралась в поход, правда, пеший, по Карпатам во главе с Джаном. Но их, к сожалению, подвела погода: поскольку предполагаемый маршрут фактически заливало ливнями, они решили сдать билеты и перенести поход на конец лета.

А наши приключения только начинались, хоть прогнозы синоптиков также обещали не очень сладкую жизнь.

День №1 –
Запорожье – Старобогдановка

Сегодня нас ждал самый трудный день, т.к. мы запланировали доехать аж до Каменной могилы, дабы заночевать в месте силы, а это 160 км.

Поезд прибыл в 06:40 утра и в 07:10 мы выдвинулись в сторону Хортицы. Я много раз слышал об этом месте и читал, но все как-то не довелось там побывать ранее, и вот теперь представилась такая возможность.

Мы повернули от запорожского вокзала направо и помчались по улицам города. Ветер дул в спину потому скорость 35 км/ч нам казалась вполне сносной. Сам город только просыпался, ведь это был будний день, солнце светило ярко, а на небе не было ни одной тучи.

Примерно за час мы доехали до моста, соединяющего город Запорожье с островом Хортица. По правой стороне нашему взору предстала Запорожская ГЭС во всей красе, перед которой расположились большие скальные образования. Я высказал вслух мысль, что, наверное, здесь было невероятно красиво во времена Запорожской сечи, когда не было ГЭС и на фоне не виднелось никаких промышленных сооружений с дымящимися трубами.  Кроме того, сам мост – интересное сооружение. Он состоит из двух ярусов, на первом проложена железная дорога, а на втором автомобильная. И, конечно, же, не забыли о пешеходах, на обеих сторонах есть пешеходная дорожка, которая была использована нами для перехода на остров.

И вот мы на самом острове, музейный комплекс находится в северо-восточной его части, причем, съезд настолько непримечателен, что мы его пропустили и заехали в пафосные ворота, где красовалось название «Хортица…какой-то там клуб». Охранник у входа, видимо уже не в первый раз, сталкивающийся с туристами, сходу нам сказал, что поворот на Хортицу мы пропустили, и что необходимо немного вернуться назад. Мы так и сделали.

К музею вела чудесная дорога, проложенная в гуще леса, который отдавал запахом разных трав и скрывал от палящего солнца. Совсем немного — и мы выехали к частоколу, по пути уточнив у местных нужный поворот. За забором виднелись верхушки деревянных сооружений, от которых веяло какой-то искусственностью что ли. Мы подъехали к входу, билет стоит 6 грн. Так как мы приехали рано, буквально перед самым открытием, на территории  почти никого не было, кроме одиноко бродящей группки наших туристов. Сам комплекс грандиозностью не поразил. Не было ощущения какой-то истории, даже по Пирогово в Киеве интереснее бродить. Рома: во-первых вся область этой Сечи заключена в пространстве размером с хороший хутор – не больше. Во-вторых все сооружения – «новодел»,
а таких церковь, несколько разнокалиберных хат, пару дозорно-фортификационных башен и, собственно, частокол.

В итоге, мы надолго не задержались, сделали кружок по территории и поехали к самому музею, который уже должен был открыться. Но в него мы не попали т.к. почему-то он был закрыт, а при входе стояла табличка – открытие в 9:30, потому мы не стали расходовать свое драгоценное время и отправились назад той же дорогой по направлению к нашей главной цели.

Еще будучи в городе остановились в Пузатой хате, плотно позавтракали, при чем менеджер сего заведения, любезно разрешил нам завеяться (запереться) в середину с байками.

И снова улицами Запорожья мы выехали на необходимую дорогу и, примерно, в половине двенадцатого выехали из города, на велокомпьютере почти 40 км.

Следующей нашей целью был город Васильевка, который располагается на берегу Каховского  Водохранилища и знаменит тем, что в Васильевке находился самый большой замок Восточной Европы XIX в. — Замок Попова, построенный в 1884 году. К сожалению, полностью он не сохранился. Ныне — музей-заповедник «Усадьба Попова».

Итак, в начале третьего дня мы подъехали к Васильевке. За это время успели набежать тучи, и мы стали морально готовиться к дождю. Но он нас каким-то чудом миновал, оставив за собой мокрый асфальт и приятную прохладу, которой нам так не хватало. Заехали в город. sne-zhinka: Ага, а перед этим было 50 км аЦцких «качелей», которые начались сразу после выезда из Запорожья. И преследовали нас эти качели до самой Васильевки. А чтоб мало не показалось, всю дорогу жарило солнце (грозовые тучки стали появляться уже ближе к Васильевке) и феном дул «мордевинд», в простонародье известный как встречный ветер.

Вдоль улицы росли абрикосы: конечно же, мы не удержались перед соблазном вкусить этих сладких фруктов. sne-zhinka:  Но сначала была шикарная вишня: пока ребята на пит-стопе всухомятку жевали сникерсы, я заедала сладкое пригоршнями крупных сочных вишен.

Музей-заповедник «Усадьба Попова», мягко говоря, находится в плачевном состоянии: побитые стекла, обрушившиеся кирпичи, прохудившаяся крыша — и это только самое малое, что мы увидели. Вход стоит 1 грн. + фотосъемка 3 грн. В целом, интересные сооружения, особенно, так называемая, конюшня, которая похожа на Кремль. Смотритель усадьбы рассказал, что когда Попов получил эти земли, часть из них он безвозмездно отдал для прокладывания железной дороги, которая проходила, буквально, в 10 метрах от конюшни. Чтобы тогдашние цари, едучи в Крым, видели, что и здесь не хуже чем в Кремле.

После просмотра, уже на самом выходе нас застал сильнейший ливень, который заставил прятаться в воротной арке. Добрых 20 минут мы пережидали, пока он успокоится и позволит отправиться дальше. Но таки остались сухими.

При выезде из города скупились провиантом на вечер, перекусили, снова переждали  еще один внезапно налетевший ливень и, опять-таки оставшись сухими, отправились дальше.

То и дело, вокруг нас носились грозовые облака, грозившие нас полить от души, но им это никак не удавалось. И вот примерно спустя 40 км от Васильевки, а именно возле города Высокое, случилось невероятное везение.

Проезжая поворот на вышеупомянутый город, мы на какое-то время остановились подумать, так как по левую сторону от нас было просто черное небо. sne-zhinka: … а на другой стороне дороги – несколько кафе, и одно – с хорошим навесом, где можно было бы поставить байки. Но после короткого совещания, таки поехали дальше в надежде «авось пронесет». sne-zhinka: ну да, уже дело к 6 вечера, а нам еще около 40 км до Каменной могилы, не забывая посмотреть достопримечательности по дороге!.. Не пронесло. Буквально через 100 метров, из-за спины я услышал слегка встревоженный голос Снежаны, «Леша! Посмотри вперед!». А и в самом деле я уткнулся в дорогу и не особо смотрел вперед. Поднимаю голову, а там…стена воды, которая с ужасающей скоростью несется на нас! sne-zhinka:  на самом деле такая же стена воды надвигалась и слева: над полем стояло белое марево. Было ясно, что надо срочно вернуться к убежищу.  Я кричу, валим назад на перекресток! И мы, включив повышенные передачи, мгновенно полетели прятаться от ливня.

Ха! И он таки нас не достал! Как только заехали под навес, началось такое, что я, да и все остальные, были благодарны судьбе, что это не произошло где-то в поле.

Не теряя времени (ведь дождь не вечен), заказали покушать, потом выпили вкусного чая, затем выпили еще чая, а дождь не проходит. Вот здесь и пришло понимание, что к нашей главной цели сегодня мы не успеем. Нам предстояло сделать программу минимум: доехать до Старобогдановки и заночевать на берегу реки Молочная.

Примерно в 19:30 (спустя полтора часа после остановки) стало ясно, что надо зачехляться, кутаться в дождевики и тулить в дождь. Но пока мы собрались, пока укутались в кульки и т.д. дождь незаметно стих, а потом и вовсе прекратился. Потеряно почти два часа.

Было более или менее светло, когда мы свернули с трассы на дорогу, ведущую в село, потому оставалась надежда, что палатку удастся поставить при относительном свете.

В районе 21:12 мы доехали до места стоянки. Это было поле, в десятке метров от реки Молочная возле развалин какого-то сооружения. Первым делом поставили палатку, закинули вещи в тамбур и… опять начался ливень. Снова невероятное везение.

Уже сидя в палатке, Снежана высказала мнение пойти помыться под дождем, мне эта идея показалась интересной, но пока мы собирались, дождь стих и в его каплях помыться нам вряд ли удалось бы нормально.

Долго думать не пришлось: втроем, голышом отправились покорять мЭстную речку. При всем при этом накрапывал дождь, было совсем темно, а речка выглядела… ну кто знает, тот поймет – как канал, то есть не более 5 метров в ширину. Мало того, когда мы в нее таки залезли, тут же оказались по колено в грязи и иле. Далее смысла заходить не было. Потому, очень быстро помывшись, таким же путем – через поле, мы почапали к палатке. Мда…как говорится, почувствуй себя натуристомНо это было весело…Ночь, поле, дождь, ты голый бредешь в мокрой траве по пояс с еще двумя такими же «натуристами», залазишь в какую-то лужу, по колено в грязи моешься, ну где такое еще можно пережить?!! sne-zhinka: на обратном пути мокрая трава оказалась очень кстати, чтобы отмыться теперь уже от речного ила, который лечебным слоем покрывал ноги по колено.

Напоследок приготовили поздний ужин и легли спать.

Километраж за день – 135 км.

Набор высоты – ~900 м.

День №2 СтаробогдановкаИгоревка

Спали мы относительно долго: после такого убойного дня необходимо было восстановить силы. Не помню точно, когда мы проснулись – примерно в районе 10 утра. Рома приготовил на своей супер-пупер-чудо горелке завтрак, запили это все кофе, собрались и отправились дальше.

В Старобогдановке находится самый большой в Приазовье скифский курган. Мы должны были на него попасть вчера т.к. он находился у нас по дороге, но из-за позднего часа на него мы решили заехать не следующий день. sne-zhinka: ага, помня карту и лески вокруг кургана, я уже себе представила, что заночуем среди деревьев, а может даже при костре. И когда, вместо леса, мы пронеслись мимо виднеющегося кургана по чудесному спуску к селу, и, едва ли объезжая коровьи лепешки по пути, подались ночевать к речке-вонючке, была немного разочарована.

Первым делом отправились смотреть, сей курган. Рома, еще меня подзадорил, мол, там копались черные археологи и вообще в нем есть вход. А мне только скажи, что можно залезть в какую-то пещеру. Расспросив у аборигенов, где же этот самый курган, мы уверились, что это тот самый холмик, который Снежана заметила вчера при въезде в село, от места стоянки необходимо проехать пару километров, в основном вверх.

Возле кургана повстречался нам товарищ, который проезжал мимо на машине и любезно поведал нам, что это не тот курган, а Куляб-могила дальше. Вот так, не встретили мужика и не узнали, что не к тому кургану приехали.
Я так понял, что в этой местности их очень много т.к. на том пятачке их было уже три. sne-zhinka: Да, тут-то я и поняла, что в этой поездке нас хранит сама судьба: остановились бы ночевать у ближайшего кургана – не встретили бы мужичка, не узнали бы, какова настоящая Куляб-могила. Я-то была уверена, что холм, виднеющийся с дороги – это она и есть. А вчерашнее чудесное укрывание от четырех глобальных небесных поливов! Мы просто самым чудесным
образом оказывались возле надежных укрытий в нужный момент: небесная канцелярия дала нам даже палатку поставить, прежде, чем снова окатить землю потоками воды.

Всего пара километров – и мы увидели тот самый скифский курган. Я тут же отправился искать в него вход, естественно я его там не нашел, потому немного разочаровался. На вершине стоит памятная гранитная доска и открывается красивый пейзаж. Сделав пару-тройку фотографий, мы отправились дальше.

Через 15 километров мы доехали до села Терпенье, в котором находятся целительные источники. На небольшой территории парка (около 0,14 га) бьют 11 источников. До революции монахи называли каждый источник по именам святых. Основная часть источников стекается в благоустроенную купальню, откуда потом вода стекает в озеро, находящееся внизу парка. Территория, где расположены основные источники, и сама купель находятся мягко сказать в запущенном состоянии. Везде валяется мусор, битые бутылки. Более того, видимо это местная достопримечательность т.к. за время нашего пребывания в этом месте нам составили компанию две свадьбы, потому уютным это место не показалось. sne-zhinka: На самом деле купель во вполне нормальном состоянии, и ее недавно реставрировали (это я подслушала в разговорах местных тетушек, приходивших за водой). Но огромное количество высококультурных посетителей делает свое дело: мусор и бутылки присутствовали в изобилии. А вот что касается самого места – то если убрать мусор и субботние свадьбы, то место очень приятное, как на мой вкус. Вода в источниках вкусная и главное очень холодная, потому мы затарились под завязку. Так же испытали на прочность дух, нырнув в ледяную воду купальни. sne-zhinka: И помыли волосы – в речке я это сделать не решилась.

Далее нас ждала основная цель похода, ради которой все и было затеяно – Каменная могила. Она находится в паре километров от вышеупомянутого села на берегу все той же реки Молочной.

Вокруг могилы сделан заповедник, территория ограждена забором, вход платный – 6 грн. Правда, вот незадача, с байками на территорию не пускают. Спрашиваю: «Почему нельзя, мы на них ездить не будем?». Отвечают: «Нельзя, такие правила». В общем, причину, почему нельзя, так и не смогли назвать. Странные правила, которые не имеют никакого обоснования. Единственное, что смогли пообещать, что за нашими велосипедами будет смотреть охранник. В итоге, байки с вещами остались у входа, а мы пошли изучать, что же это за каменная могила такая.

На деле оказалось, хаотично раскиданная куча здоровенных камней, по которым интересно полазить. Рома: Откуда посреди степи появилась огромная куча валунов – остается загадкой, хотя существует множество версий. Моей же целью было найти те самые рисунки, которые обнаружены археологами в прошлом столетии. И какое же было мое разочарование, когда я узнал, что все пещеры специально засыпаны песком для их более надежного сохранения. Но несколько фрагментов рисунков мы таки нашли, чему я был несказанно рад.

Каменная могила содержит 87 гротов и пещер, в 65 из которых сохранились тысячи петроглифов — рисунков
и символов. Хронология петроглифов охватывает огромный период от эпохи позднего палеолита до средневековья (от XXIV-XXII тысо н.э. до X-XII веков). sne-zhinka: а некоторые петроглифы мы даже смогли расшифровать они гласили: «тут был Юра», «1988» и т. п.

На некоторых изображениях сохранились следы красной краски, которой они были раскрашены в древности. Петроглифы нанесены небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике.

Иными словами это уникальное место, которого нет нигде на земле и которое обязательно надо посетить, чего и вам желаю.

Мы довольно долго лазили по камням, нашли несколько гротов, в которые чуть-чуть можно было заглянуть, не смотря на то, что они были засыпаны. После чего, направились далее на юг к Азовскому морю.

sne-zhinka:  Много слышала о сакральности Каменной могилы. О том, какая тут бешеная положительная энергетика. Это «Место Силы». Некоторые даже называли это место «Пупом Земли». У меня нет приборов измерения энергетики места, кроме собственных ощущений. И могу сказать, что Каменная могила – это то место, в котором спокойно и уютно. Даже не смотря на других посетителей. Это место, в которое я бы вернулась.

По пути в Мелитополь наткнулись прямо у дороги на некий монумент – Как казаки писали письмо турецкому султану, правда, в запущенном виде, но даже само письмо  было с тексом. Вот такое можно увидеть у нас просто у дороги.

Немного грунтов – и мы заехали в город Мелитополь. Особо не задерживаясь, проехали его и т.к. были основательно голодны остановились в чудном придорожном кафе под названием Фортуна (название вполне характеризующее наш поход). В кафе оказался свой внутренний дворик, весьма красиво облагорожен. В Центре были небольшие фонтаны, а по сторонам в клетках находились индюки и еще какие-то птицы. Удобство этого заведение для нас весьма ощутимо т.к. байки удалось поставить в метре от столика.

Нам оставалось проехать до побережья всего 40 километров, потому у меня зрела надежда, что в этот раз палатку мы будем ставить в свете лучей заходящего солнца… но, как говорится, надежда умирает последней.

Примерно в начале десятого вечера мы выехали на побережье Азовского моря. И какое же было мое удивление, когда оказалось, что за Приморским посадом (село такое) на протяжении всего побережья раскинулось множество гостиниц, разных баров, кемпингов и всего такого. Снежана заявила, что не хочет здесь ночевать, в этом «кишле». Да я и сам не особо этого хотел, но где найти то самое уединенное место с выходом к морю? А поскольку за селом берега отвесные, выходов к морю не так много. Но интуитивно я ощущал, что надо ехать далее на юго-запад, с чем также согласилась Снежанаsne-zhinka:  еще просматривая план маршрута, я почему-то как само-собой разумеющееся, решила, что от домов отдыха у Приморского посада мы поедем западнее. То, что дома отдыха и кемпинги будут, я не сомневалась: ведь они были видны в Google Earth.

Спустя какое-то время, мы проехали все это «кишло» или, как любил говорить Рома, «казино», и выехали на приятную грунтовку, которая шла вдоль берега над самым обрывом. Но спуска к морю мы не видели. И вот уже практически доехав до Игоревки, увидели в лучах полной луны несколько палаток, стоящих у самого обрыва. Мы остановились, чтобы спросить есть ли дальше по дороге где-то нормальное место с выходом к морю. Нам сказали, что дальше ехать смысла нет и посоветовали остаться здесь. Что мы и сделали.

И вот на часах десять часов вечера, ярко светит луна, от чего на горизонте образовалась лунная дорожка, мы ставим палатку и бегом мчимся купаться в море. Берег оказался немного глинистый. Чтобы выйти из мутной воды и попасть на песчаное дно, пришлось пройти добрых пару сотен метров, там же и глубина более или менее сносная.

Перед сном заварили чай и отправились спать.

Километраж за день – 90,5 км.

Набор высоты – ~400 м.

День №3 Игоревка – Мелитополь

Вот и наступил завершающий аккорд нашего похода, а именно последний день. Сегодня у нас стояла задача максимум – это успеть на поезд, который отправлялся в 23:26 вечера с Мелитопольского вокзала – 45 км. Потому большая часть дня была потрачена на реальный, самый настоящий, неповторимый и любимый в узких кругах нашего клуба матрас!

Позавтракали, и пошли купаться в Азовском море т.к. было очень жарко. И ничего что оно неглубокое…зато мокрое и прохладное. Немного спустя, Роме стукнуло в голову выложить из раковин на глиняном обрыве название нашего клуба. Мне понравилось.

Кроме того, наше так называемое уединенное место оказалось не таким и уединенным. Ближе к 11 утра начал стягиваться народ с близлежащих сел и наша дикая стоянка превратилась в мЭстный общественный пляж. Правда, сразу после обеда большинство отдыхающих куда-то исчезло. Нам только лучше.

sne-zhinka: где-то во время сиесты, Рома слепил для Скифа из береговой глины скифскую бабу. Вообще Скиф, скифские курганы и скифские бабы – были одним из любимейших каламбуров поездки.

Примерно в 17:30 мы стартовали в Мелитополь. Что вам сказать, предыдущие два дня мы все время ехали против сильного ветра. Лично я надеялся, что когда поедем в обратную сторону, хоть будет легче. Ага, сейчас. До самого Мелитополя нас ждало очень увлекательное занятие – скажи «мордовинду» привет. Было такое ощущение, что ветер стал еще сильнее, из запланированных мною 20:30 мы подтянулись к нашей уже любимой кафешке только к 9 часам вечера. Успешно поужинали и в начале одиннадцатого уже были на вокзале. Спустя чуть больше часа мы уже сидели на своих местах в поезде, который мчался в направлении нашего дома.

Километраж за день – 50 км.

Набор высоты – ~500 м.

ЭПИЛОГ

Вот такой вышел поход, как говориться, мечта сбылась, судьбою нам было велено побывать на Каменной могиле. sne-zhinka:  За три дня маршрута мы ни разу не финишировали засветло: фары и мигалки, фонари и луна – наше все!

Вывод таков, в восточной части Украины есть очень красивые места, которые стоит увидеть. Рома: нужно еще отметить, что эта часть Украины не избалована велотуристами, не в пример Крыму или Карпатам, поэтому большинства местных рассматривали нашу группку как диковинку.

Автор текста SKIF.

СТАТИСТИКА

Набор высоты: 1800 м
Время в пути: 16:44
Средняя скорость движения: 17 км.