Київський велоклуб "XBikeCLUB"

з байком по життю

2013 – 15-16 червня – “Сплав по Десні”

Наш маршрут: Шостка – Новгород Северский – Короп – Батурин – Конотоп.

Идея этого похода принадлежит Тане (моей жене) и заключалась в том, чтобы проехать пойменными лугами вдоль берега Десны, осмотрев по дороге некоторые исторические места.

Мы опасались, что разлив Десны еще не закончился, и часть дорог могут находиться под водой. Акваланги, гидрокостюмы, компенсаторы и другие причиндалы для подводного плавания мы, все же, оставили дома и отправились в путь, зарядившись бодрым духом и оптимизмом.

День первый. Страна взяточников и воров.

Все начиналось печально. Один из участников похода не взял с собой паспорт. Черствые сердца проводников-взяточников не тронули наши мольбы. Им было плевать, что один из спортсменов стоял на перроне, с тоской наблюдая, как мы, прощаясь с ним, садились в вагон. Жалкие чиновничьи сердца помогла растопить, как всегда, взятка… Увы, это был единственный путь к спасению, но все же – старайтесь не давать взятки, хотя-бы там, где это возможно. Так мы, конечно же, не сможем побороть коррупцию. Но сможем хотя бы чуть-чуть, хотя бы в себе.

Итак, нашего товарища пустили в поезд. Но прокатиться с нами по берегам Десны ему было не суждено… В электричке «повышенного комфорта» велосипеды наши ехали в тамбуре без присмотра. Ночью мы пытались уснуть, съежившись в неудобных креслах. Но кому-то этой ночью не спалось. Эксцентрик на колесе Алексея кому-то не давал уснуть. В общем, при высадке в Шостке колесо крепить было не к чему… Эксцентрик бесследно исчез. Мы уехали, Алексей остался ждать поезда назад. Лучше бы его не пустили еще в Киеве…

Кроме прочих, в нашей стране существуют и другие кровососы, крылатые и носатые, обитающие в лесах. Они не требовали взяток и ничего не воровали, а просто пили нашу кровь, когда мы остановились в лесу позавтракать.

Позавтракать нами им не удалось, мы прибавили несколько км/ч к нашей полной средней скорости и ретировались на меловый карьер.

Там и позавтракали. Нет, не мелом. Велосипедисты народ запасливый, и в наших рюкзаках нашлось много чего вкусного. Кровососы, к счастью, в этот день нас больше не беспокоили. Наш путь лежал в Спасо-Преображенский монастырь в Новгород-Северском.

Монастырь встретил нас утренней тишиной и безлюдным спокойствием.

На территории монастыря расположился музей и вновь созданные, разрушенные временем старинные постройки – крепостные стены с башнями и бойницами.

С высоты нам открылся прекрасный вид на разлив Десны. Десятки гектаров пойменных лугов были затоплены водой, оставляя сухой лишь малые частицы суши.

Начали закрадываться мысли – зря ли мы не взяли в поход подводное снаряжение? Но вскоре эти мысли были развеяны. Сначала по асфальту, а затем – по грунтовым дорогам, затерянным среди огромных лугов, мы добрались до берега Десны.

Правый берег Десны здесь достаточно высок, поэтому большая его часть осталась не затопленной. К моему удивлению, Десна здесь достаточно широка. Не меньше, чем возле Киева, где она впадает в Днепр.

Искупавшись, мы ощутили скорость течения и речную прохладу. Продолжив путь, мы вскоре обнаружили, что воды Десны совсем недавно покрывали здешние луга. Окажись мы тут на неделю раньше, возможно, были бы вынуждены повернуть назад или искать объездные пути. То и дело попадались затопленные участки суши, и нам приходилось преодолевать глубокие лужи. Это занятие оказалось достаточно интересным, хоть и трудоемким.

Немного поляпав грязью, выбрались на твердую землю. Попивая воду из колодцев, встречавшихся нам вдоль дороги, выехали на берег ручья, где помыли себя и велосипеды.

В этот день нас больше никто не обокрал и не покусал. Остаток пути проходил снова вдоль берегов Десны. Эти места мне особенно понравились – слева синяя река в зеленых берегах с остатками паромных переправ, справа – зеленые холмы, покрытые лесом. Хотелось ехать, ехать и ехать. Вечером, вкусно поужинав в городке Короп, мы заночевали в гостинице.

День 2.

«Мы думаем, что самое главное в жизни – это комфорт и роскошь. Но все, что нам нужно для счастья – быть увлеченным чем-либо».
(Альберт Энштейн).

Велопоход, как сказал когда-то один мой приятель, является кульминацией всего вело-движения. Однодневные покатушки, которые мы часто себе устраиваем, можно сравнить с тренировками. Велопоход же – любой, независимо от его сложности, насыщенности событиями, состава участников – это уже своеобразный тест, испытание, возможность проверить и проявить себя. Здесь нет возможности повернуть назад, сократить маршрут. Как бы ты не устал, на следующий день ждет продолжение, как правило, более сложное. В таких походах обычно собираются люди, увлеченные путешествиями, которые готовы пожертвовать своим покоем и благополучием, открывая для себя новый, необычный мир. Тот мир, который открывает нам велосипед. Пусть не покажется слишком пафосным, но я уверен – этот мир дает нам возможность отвлечься от повседневной рутины, от материального, сделать шаг в сторону духовного развития. Цитируя слова одного из покорителей Эвереста: «Может это и есть настоящая жизнь, если отбросить всю шелуху».

В этот день нам предстояло посетить несколько музеев в городе Батурин. Этот город во времена гетмана Мазепы славился высочайшим уровнем культурного и экономического развития. Трагическая история его истребления вряд ли сможет оставить кого-то равнодушным. Всему виной – снова же человеческое предательство. Во время экскурсий по местным музеям нам вновь и вновь приходилось слышать, увы, о нижайших человеческих качествах и поступках – мести, зависти, клевете, доносах, пытках. История Украины, да и не только ее, к сожалению, полна подобными событиями. В то же время, хотелось бы поблагодарить тех, кто заботится о том, чтобы сохранить историю и передать ее потомкам. Возможно, они когда-нибудь призадумаются, и мир изменится к лучшему. Радовало, что все это время меня окружали лица увлеченных людей, с интересом слушавших рассказы экскурсоводов.

В этот день еще были тихие асфальтные дороги, окруженные стенами деревьев и кустарника, шелковица вдоль дорог, солнце, жара, колодезная вода, лесные дорожки, отпадающие шатуны, проколотые колеса. И еще – дополнительный бонус – «вертушка» под конец пути. «Вертушка» – способ передвижения группы велосипедистов, когда ведущая пара «толкает воздух», остальные прячутся за их спинами в воздушном “кармане”, создаваемом ведущими. Потом ведущие перемещаются назад, и там отдыхают, а их место занимает следующая пара. И так далее. Группа при этом движется единым потоком («пелотоном»), как один большой организм. Такой способ позволяет развить бОльшую скорость на шоссе и сэкономить силы.

Поход закончился в Конотопе. Под стук колес наш вагон отправился в Киев, и мы вместе с ним.

Автор текста Джан.

Просмотреть Шостка – Н-Северский – Мезин – Радичев – Короп – Батурин – Конотоп на карте большого размера