Київський велоклуб "XBikeCLUB"

з байком по життю

2010 – 21-24 серпня – Чарівні Карпати: по ведмежих слідах)

Участники:
Sne_zhinka
Gipsy

Технические характеристики маршрута.
День 1 (Яблуницкий перевал – Ясиня – Драгобрат)
километраж: 26 км, набор высоты: 891 м, сброс: 436 м

День 2 (Драгобрат – г Курпень)
километраж: 25 км, набор высоты: 834 м, сброс: 890 м

День 3 (г. Курпень – Кобылецкая поляна – г. Кобыла)
километраж: 30 км, набор высоты 781 м, сброс: 1277 м

День 4 (г. Кобыла (перевал) – Косовская поляна – Рахов)
километраж: 29 км, набор высоты: 775 м, сброс: 1186 м

Общее:
Километраж: 111 км
Набор высоты: 3318 м
Сброс высоты: 3801 м

Описание маршрута

Часть 1. Театр начинается с вешалки.

20.08.2010. Поезд Киев – Ивано-Франковск

У каждой истории есть свое начало. Наша история начиналась в поезде Киев – Ивано-Франковск. В группе царила тревога: все еще не было нашей седьмой участницы. И только поезд тронулся, набирая скорость, как мы увидели в конце перрона Nocticul’у. Она стояла, растеряно держа в руке колесо от разобранного и упакованного велосипеда, и большими глазами смотрела на проплывающие мимо вагоны, в одном из которых должна была сидеть она…

«Так не бывает!» – подумала я. Я до последнего верила, что Танюха, как герои приключенческих фильмов, в последний момент впрыгнет в открытую дверь нашего вагона в самом хвосте поезда. Но факты упрямо твердили, что это жизнь, а в жизни герои могут и не успевать на поезд.

По телефону мы с ней обсудили самые невероятные варианты догнать поезд, но остановились на самом простом: Таня купила у перекупщиков билет на следующий поезд, идущий в Ивано-Франковск и благополучно села на него.

21.08.2010. Ивано-Франковск – урочище Драгобрат

Во Франковске мы были точно по расписанию – в 7 часов 2 минуты утра. Нас уже ждал заранее заказанный бус. Но поезд Тани Nocticul’ы прибывал в 10-30, так у нас шестерых было достаточно времени позавтракать, понежиться на нежном утреннем солнышке, прогуляться по красивому городу и даже купить Сане коллективный подарок к его сегодняшнему дню рождения.

Группа моего отца, которая планировала идти вместе с нашей группой по тому же маршруту, но автономно, решила не тратить время на ожидания и раньше приступить к подъему на Драгобрат.

Ивано-Франковск очень уютный город со своей историей, архитектурой. Тут сохранилась и рыночная площадь, и ратуша – очень характерные постройки для польских средневековых городов. А еще центральные улицы города тут и там украшают фантасмагорические работы кузнецов.

Мы и не заметили, как пролетели эти 3,5 часа ожидания. Настолько не заметили, что пришлось галопом нестись на вокзал, чтобы успеть к прибытию Танюшкиного поезда…

Volkswagen Transporter без приключений доставил нас на Яблуницкий перевал. На самом деле нам надо было на 10 км дальше, в Ясиня. Но мы не могли пропустить этот чудесный спуск с перевала.

В конце спуска, в Ясинях, нас ждал не совсем заслуженный верхом на велосипедах, но так необходимый нам перед сегодняшним подъемом, обед.

Конечно же, на полный желудок не рекомендуется совершать большие физические нагрузки. А мы и не собирались – у нас в планах было посещение Струковской деревянной церкви, которая является одним из символов поселка. К самой церкви мы прорывались чуть ли не огородами, и даже по качающемуся подвесному мосту. Внутрь зайти не удалось, а снаружи – церковь как церковь. Деревянная. Древняя.

Свернув с автомобильной дороги на грунтовую, начали подъем на урочище Драгобрат. Драгобрат – самый высокогорный лыжный курорт Украины, тут катаются аж до мая. Притча во языцех – это дорога от Ясиней наверх к урочищу. Зимой сюда добираются только полноприводные УАЗики, на закованных в цепи колесах. Сидя в машине, туристам в окно лучше не смотреть – нервы-то не железные!

Мы, конечно, были не на полном приводе. Но сначала ехалось вполне уютно. Раздражали только снующие туда-сюда машины от «УАЗа» и до «Урала». Я даже удивлялась: ну и где же пресловутые головокружительные подъемы? Вскоре начались. Куски дороги приходилось преодолевать, буквально упираясь зубами в руль. Юле стало плохо, ее пришлось частично разгрузить, но она героически шла дальше. Конечно, были и хорошо проезжаемые куски пути – и лично я с удовольствием их проезжала. Несколько раз звонил мой отец, интересовался, как мы поднимаемся – они с его группой ждали нас уже на Драгобрате, попивая чаек в кафе.

Одной из целей нашего путешествия было наслаждение природой. Потому мы не стеснялись останавливаться, и, подражая медведям, забуриваться в ежевичники и малинники, услаждая уста ароматными ягодами.

Долго ли, коротко ли, но добрались мы до первых домиков Драгобрата. Где-то в округе нам предстоит заночевать. Хоть Драгобрат не является населенным пунктом как таковым, тут активно велась стройка – строились новые подъемники, новые пансионаты.

Пока Джан искал место для ночевки вблизи от ближайших поселений, часть группы поехала навстречу дожидающейся нас группе моего отца. Как вскоре выяснилось, отец с друзьями решили сегодняшнюю ночь провести в цивильном отельчике пустующего ныне горнолыжного курорта, чтобы завтра пойти по альтернативному маршруту, несколько отличающемуся от того, по которому шли мы.

Мы попрощались, и вернулись к первой половине нашей группы. Было решено подняться еще чуть выше, чтобы стать на ночевку подальше от строений и суеты. Для стоянки было найдено отличное место с небольшим озерцом, сосновым леском, и поляной, с которой открывался великолепный вид на долину. Кроме того, тут росло море черники. В общем, не смотря на довольно тяжелый подъем, день завершился на самой позитивной ноте, за кружкой в честь дня рождения Сани Эпикура.

Часть 2. Прогулки с велосипедами

22.08.2010. Урочище Драгобрат – г. Курпень

Джан честно пытался разбудить нас в 6 утра, когда лучи солнца еще нежно-розового цвета ложились на утренний туман… но встали мы все равно позже.

Пока готовился завтрак, можно было побродить по росе, попастись на черничных полянках, и нужно было собраться. Юля даже успела позаниматься йогой посреди лужайки. И как бы мы не пытались спешить (а мы действительно не пытались 😉 ), сегодняшний старт произошел около 10 утра.

Мы даже проехали около 300 м верхом на велосипедах – где-то столько нам надо было вернуться к развилке, от которой наш трек поднимался вверх.

Поднимался – это очень мягко сказано. Потому что он буквально взмывал резко вверх. Речь, конечно же, не шла о том, чтобы подниматься верхом на велосипеде. И даже о том, чтобы просто катить его вверх. Упираясь ногами в булыжники, а зубами в руль, мы с большим трудом преодолевали метр за метром. При этом через каждые 5 минут по дороге (на самом деле траншее) туда-сюда сновали УАЗики. Они возили туристов на гору. А и в самом деле – ну что это за туризм: под рюкзаком идти в гору? А так загрузился пивом-водкой – и айда на высокогорный пикник! Долго, хоть и коротко – но мы выбрались на Свидовецкий хребет. Тут мы сообща оприходовали припасенную Джаном на перекус банку сгущенки и наконец-то оседлали велосипеды.

А на хребте было, как на Крещатике! Одна за другой топали группы пешиков, туда-сюда носились на квадро- и мотоциклах. Надо сказать, что с погодой нам повезло: стоял сухой солнечный день, чудесно просматривались и ближайшая гора Близница, и Черногорский хребет с покоренным в прошлом году Петросом, и вообще все горы до самого горизонта.

Мы то и дело останавливались, жадно глотая свежий ветер и запахи трав. А иногда и «сникерсы» – надо же подкрепляться!

Чем дальше мы уходили от ур. Драгобрат в сторону Усть-Черной по хребту, тем меньше и меньше становилось люду. Дорога из хорошо укатанной грунтовки то и дело рассыпалась на два-три немного заросших альтернативных пути. Очень важно было вовремя повернуть на хребет, ведущий в Кобылецкую поляну. Наш GPS начал выкидывать «выбрыки» – разрядился, а нормально заряжаться от специально сделанного под эти цели устройства не желал – видимо, не хватало напряжения. Поэтому он то включался, немного подзярядившись, то отключался, съедая этот заряд. Впрочем, у меня был альтернативный GPS на коммуникаторе, причем даже с хорошо привязанной генштабовской картой нашего маршрута, при помощи которого, в случае чего, можно было проконтролировать текущее местоположение. Так что заблудиться нам особо не грозило.

Когда мы вылезли на г. Унгаряску (точнее, на самую высокую ее точку, на которой проходит дорога), до поворота оставалось совсем чуть-чуть, мы решили сделать привал и перекус, спустившись в седловину. Отдохнув, группа медленно начала толкать велосипеды на следующую горку, пытаясь обнаружить поворот. И тут мы решили еще раз проверить наше местоположение при помощи GPS. Оказалось, что поворот мы уже прошли. Он оставался в районе полукилометра сзади. Было совершенно непонятно, как такое могло произойти – ведь мы не видели ни одной тропы, поворачивающей с нашей дороги налево! Вернувшись и прокружив немного, дорога мы все-таки обнаружили. Ее действительно надо было еще найти, потому как она ответвлялась от полузаросшей дороги, которая шла в 100 метрах левее той, по которой мы ехали, и была совершенно не видна.

Тут началась самая любопытная часть нашего маршрута. Любопытная – потому что никаких удобоваримых описаний этого хребта при подготовке маршрута обнаружено не было. Поэтому Джан, планируя поход, ориентировался на генштабовские карты, согласно которым, по хребту должна была идти грунтовая дорога. Что нас ждало впереди, мы не знали.

А впереди, после очередных парочки спусков-подъемов, дорога медленно сошла на нет, превратившись в узкую тропинку, которая являла собой несколько примятую траву. По такой тропинке мы совершили довольно крутой спуск (некоторые даже не решились ехать). За седловиной дорога уходила в лес, превратившись в уверенную тропку, которая периодически разбивалась о раскидистые корни деревьев. А потом эта тропка снова затерялась в травянистых лугах. Местами же дорожка ныряла в грязевые болотца. Так мы карабкались на г. Плеска Унгурська.

Ближе к вершине дорога вовсе исчезла. Перед нами оказалась небольшая полонына (поляна), густо заросшая травами, а местами изрытая кабанами. Где искать дорогу было неясно.

Вооружившись приборами, пришлось бегать на разведку – проверить наличие троп с разных сторон вершины. Но разведка не помогла: даже там, где, согласно картам, должна была бы быть тропа, было девственное поле. Только одно могло натолкнуть на мысль, куда идти: посреди поляны в одном месте трава была примята то ли колесами велосипеда, то ли еще чего. И тут нам повезло: из леса выкатило 2 мотоцикла с вуйками и их дамами сердца, путешествующими этими дикими местами. Расспросив их, мы узнали, куда двигаться.

Оценивая состояние дороги (которая свидетельствовала, что эти места не пользуются особой популярностью ни у туристов, ни у местного населения), стало ясно, что чтобы успеть пройти намеченный маршрут полностью, сегодня нам надо идти максимально долго – то есть «взять» еще 2 горы.

У второй горы, горы Курпень, карты обещали родник. Успеть бы доползти до темна! А Джан в своих оптимистичных планах хотел пройти за этот день чуть ли не до самой Кобылецкой поляны! Да, до нее от Драгобрата было всего-то 40 км. Но километр километру рознь. Тут теперь успеть бы вовремя финишировать. Но главное все-таки вовремя выйти в цивилизацию. В процессе продвижения по маршруту и возникло название, наиболее точно характеризующее наши впечатления от сегодняшнего дня – «прогулки с велосипедами».

Эти 2 оставшиеся до ночевки горки шлись, ехались, как в тумане. Грязи, травы, корни и вверх, вверх…

Наградой нам был чудесный родник практически у самой вершины. Где найдешь воду более чистую, чем тут? Мы набрали эту воду во все емкости, а вскоре нашли и место для ночевки.

Эпикур обнаружил его, спугнув косулю. Солнце уже висело над самой кромкой синих гор. Тут было необычайно красиво… и это ощущение отдаленности от людей и цивилизации просто пьянило. Интересной находкой оказалась медвежья кучка. То, что тут постарался медведь, подтверждали обильные вкрапления ягод.

О том, что в Карпатах можно набрести на медведя, мне рассказывал отец, который не раз бывал в подобных местах в этих горах. Как раз перед отъездом я случайно набрела на правила поведения при встрече с медведем. Их я и поведала друзьями за вечерним костром. Тут же обсуждался наш сегодняшний день. Интересно: мы больше ехали или больше шли? Было ясно одно: этот хребет, ведущий к селению Кобылецкая Поляна – не совсем велосипедный. Или совсем не. 🙂

23.08.2010. г. Курпень – перевал между селами Кобылецкая поляна и Косовская поляна.

За завтраком Джан признался, что мысли о медведях немного тревожили его сознание этой ночью. Честно говоря, я тоже думала о топтыжках, засыпая.

То, что сегодня стоит поторопиться, ни у кого не вызывало сомнений: впереди еще предстоит несколько приличных подъемов по этом хребту с его сказочной дорогой перед спуском в селение, а после Кобылецкой поляны нам надо будет успеть «взять» хотя бы один перевал из 2х на пути в Рахов. Впрочем, после села ожидалась асфальтовая дорога – хоть чем-то легче.

В общем, мы торопились, как могли. Потому снялись с места стоянки… в те же 10 утра, что и вчера.

Дорога ничем существенно не отличалась от той, которую мы проделали вчера от Свидовецкого хребта до ночевки: спуски и подъемы преимущественно были головокружительные и среди деревьев, корней, камней и грязи. Все это было в разных комбинациях.

Но вот закончился очередной подъем среди грязей (о! как же мы радовались, что с погодой нам поезло, и светило солнышко, а не шел дождь!), и мы вышли на очередную полоныну с названием Старцы. Тут дорога, в отличие от всех предыдущих гор этого хребта, не устремлялась сразу вверх, а «подрезала» склон. Таня Ноктикула даже вознесла хвалу тем замечательным людям, которые поленились прокладывать дорогу через самый пик. Проехав пару великолепных километров среди чистых лугов, вдыхая ароматы дикой природы и любуясь синими вершинами вокруг, мы добрались до небольших пастушьих домиков. И тут стало понятно, что Танюша совершенно напрасно думала, что все так просто: именно возле этих домиков и начинался участок дороги, ведущий на самый верх, к горе Опреше.

Если верить картам, то это г. Опреша являлась переломной точкой нашего пути к цивилизации – после нее начинался преимущественно спуск к с. Кобылецкая поляна. Поднявшись немного вверх, мы увидели 2 обильных родника, в которых возобновили запасы воды, а кое-кто даже выкупался.

Следующий за родниками участок подъема на г. Опрешу, надо сказать, оказался запоминающимся. Главным образом тем, что катить велосипеды надо было или по густой растительности лугов, или по булыжникам дороги. Разумеется, вверх. Таня Ноктикула даже, грешным делом, попыталась «срезать» подъем, прокатив груженый велосипед по травам… Она же не знала, что нам в любом случае предстоит подняться на самый хребет – только там есть дорога.

Так что пришлось ее вызволять из зарослей, где передвигаться с велосипедом стало тяжело даже пешком.

Наградой за «аццкий» подъем стала сказочная дорога между двух вершин по хребту.

Отсюда были видны верхушки гор соседних хребтов, реки, солнце, и даже раховская вышка – все, как на ладони. И запахи трав, и ветер обволакивали, навевая ощущение единения с природой и неповторимости этого «здесь и сейчас». Перед началом спуска мы сделали заслуженный привал: повалялись на травке, пофотографировались и съели очередную банку сгущенки.

Как оказалось, отдых был совсем не лишним перед предстоящим спуском. Это был один из тех спусков, на которых приходится «пахать» чуть ли не больше, чем на подъеме. Приходилось спускаться по дороге с булыжниками, то и дело рискуя слететь с тропы по крутому склону кубарем.

И весь спуск до с. Кобылецкая Поляна нам едва ли приходилось долго расслабляться – пригодилась и техника спуска, и реацкия, и сноровка. Где были крутые спуски среди камней, где дорога врезалась в огромные лужи на всю дорогу, объехать которые было отнюдь не просто, то приходилось лавировать среди поваленных деревьев… Взамен мы имели возможность наслаждаться чудесными лесными дорогами, запахами, видами… и, конечно же, ягодами. Больше всего я сегодня наелась ежевики. Из последнего ежевичника заставила себя уйти, сжав всю волю в кулак и приправив ее мыслями о том, что я уже прилично отстала от группы, пока паслась тут.

Когда до села оставалось совсем немного, мы в чудесное место, где ручей был оборудован для набора воды так, что в нем вполне можно было помыться. Поэтому мы тут же устроили банный час – помылись все!

В селе мы были уже ближе к вечеру. Но расслабляться было нельзя: до места завтрашнего финиша еще 2 приличных перевала с суммарным набором высоты, сравнимым с подъемом на Ай-Петри: один между селами Кобылецкая и Косовская Поляна, а второй – между Косовской Поляной и Раховом. Завтра же до автобуса в Ивано-Франковск есть только полдня. Так что сегодня надо было постараться «взять» хотя бы один из этих перевалов (или подняться как можно выше), чтобы завтра не пришлось спешить, не имея права на «а если». Радовало только то, что подниматься все же придется по асфальту… как мы думали.

Меня здорово удивило, когда асфальтовая дорога, ведущая на перевал, в одном из своих мест оборвалась, уткнувшись носом в дощечку, выполнявшую роль мостика через ручей. Через эту дощечку пришлось очень аккуратно переходить. Впрочем, дальше дорога была все еще местами асфальтовой. Вскоре и эти асфальтовые участки с нее исчезли – она стала самой настоящей грунтовкой.

Конечно, такого развития событий мы не ожидали, но это только утвердило большую часть группы в мыслях о том, что идти ночевать надо хотя бы не первый перевал. Впрочем, конечно же, хоть это была и грунтовая дорога, но подниматься по ней уже можно было полностью «верхом» на двухколесном друге, что радовало очень и очень!

Место ночевки у нас оказалось просто сказочным. Красивый луг выходил к крутому склону, с которого открывался вид на Косовскую поляну. Над мерцающими огоньками селения нависла гора, освещаемая лучами полной луны. А с другой стороны неба все еще мерцали отблески заката…

24.08.2010. Перевал между селами Кобылецкая поляна и Косовская поляна – Рахов

Сегодня был праздник – День Независимости. Поэтому день начался с исполнения гимна Украины. В этом году соло – пел Рома, он умеет это – красиво петь. И не зря это было соло. Ведь всего в километре от нашей стоянки находились люди, а то, как мы пели гимн в Карпатах в прошлом году, исполнять в непосредственной близости к гуманоидам, не стоило ))) Чтобы не травмировать даже толстый слух последних, разумеется.

Папа в телефонном разговоре еще вчера сказал, что между Кобылецкой и Косовской Полнянами асфальта никогда отродясь не было. Но утверждал, что когда он 20 лет назад тут был, между Косовской Поляной и Раховом лежал отличный асфальт. На то мы и стали уповать, получив еще один мощнейший сеанс антицелюллитной программы на спуске в Косовскую Поляну. Уповали, но зря. Потому что хоть намеки на асфальт на дороге и были, но намекали они только на то, что за эти 20 лет дорогу ни разу не чинили.

Время безудержно бежало, и мы изо всех сил старались как можно быстрее «взять» последний перед Раховом перевал. А дорога все плохела и плохела. Потому пришлось прибегнуть к махлежу. Гуцульская семья ехала вверх косить траву со своего поля, и мы, девчонки, пристроились в небольшой грузовичок вместе в велосипедами и всеми вещами, предоставив ребятам возможность проехать хотя бы часть пути налегке – ведь на самую вершину автомобиль не ехал.

Ребята на разгруженных велосипедах, надо сказать, не сильно отстали от нас на машине. Так что мы довольно быстро продолжили путь на вершину.

Спуск в Рахов был не менее «антицеллюлитным», чем спуск в Косовскую Поляну. Зато по дороге встречалось много туристов, в том числе и иностранных. Немцы радостно нас приветствовали.

В центр Рахова мы прибыли с достаточным запасом времени, чтобы можно было спокойно пообедать в столовой и нормально погрузить велосипеды в «кенгурятник» нашего буса.

Отдельно про бус и «кенгурятник». Я пришла к выводу, что это один из самых поганых способов перевозки велосипедов, потому что в кенгурятнике Юлин велосипед приобрел глубокую и широкую царапину, в моем велосипеде раскрошилась перманентно установленная на него фара. Я не знаю, в каком состоянии вернулись другие велосипеды. И это при том, что велосипеды были запакованы в чехлы при транспортировке в «кенгурятнике» на крыше и очень внимательно паковались!

По дороге в Ивано-Франковск я буквально чувствовала, как я отекаю – моя извечный бич. После всех горных походов и поездок я буквально «надуваюсь». Впрочем, выяснилось, что все девушки в нашей группе ощутили тот же эффект. Один мой друг предположил потом, что такое может быть, происходит из-за того, что организм не успевает нормально акклиматизироваться в горах.

В поезде со всех сторон слышались впечатления от этих дней – целыми вагонами киевские туристы, надышавшись свежим воздухом и набравшись сил от матери-земли, возвращались в свои квартиры и офисы.

Вечером у нас в купе собралась компания – мы делились впечатлениями с друзьями, ходившими в пеший поход, играли на дрымбах… в общем, всячески излучали позитив.

Эпилог.

25.08.2010. Киев

Утром в поезде мы поздравляли еще двоих именинников нашего Xbike клуба: в жарком Крыму и тут, в нашем купе находились наши юбиляры – Рома и Леха.

Хочу сказать, что, не смотря на неожиданно возникавшие разногласия в группе, поход оказался очень приятным и необычным. У меня до сих пор стоят перед глазами чистые родники у самых вершин, практически заросшие тропинки и невообразимая красота гор.