Київський велоклуб "XBikeCLUB"

Долина нарциссов (авто)
– Берегово-Мукачево
участники: Woody и я.
километраж: 216км, 100% асфальт, время в пути около 10 часов, набор высоты минимальный.

утро праздничного дня

… в 6-45
второго мая в Воловце ни души, все закрыто, тихо и спокойно. У какой-то турбазы опухшая девушка на сушняке спрашивает, далеко ли до открытого магазина с водичкой, а то у них еще все закрыто. Улыбаемся, потягивая холодную из гидратора, и вкручиваем дальше. За разговорами перевал перед Подобовцем взят практически незаметно, вокруг все зелено, природа активно просыпается после спячки.

Изображение Изображение

Наверху на Великом Верхе (ВВ) висит большая туча, на Гембе еще много снежников и пару кулуаров даже вполне катабельны на вид. Туча на ВВ гонит сильные порывы ветра, чувствуем себя неуютно и прячемся в Справжню Казку. Знакомимся с их новым питомцем поросёнком Моисеем.

Изображение

Яичница-глазунья, салат из буряка с черносливом и орехами и блинчики с ЧЕРНИКОЙ под чай из карпатских трав – совсем недавно таким набором мы завтракали перед днем катания…. В Подобовце все по-старому, только снега нет совсем…

Выезжаем на асфальт, дальше нас ждет практически постоянно спуск, читали, что он длится 50км, на самом деле гораздо больше – около 70-80… На протяжении пути красивые закарпатские сёла, некрасивые вычурные турбазы, волшебная природа, Боржавский хребет, минеральный источник ниже Келечина (ностальгия), реки с ледяной водой (естественно, купались!), к сожалению, очень много мусора, прямо на глазах выбрасывают из окон машин, из сараев, грузовиков, прямо в реку, которая течет в следующее село, в которой мы купались, и не только мы и вообще…. а потом говорят нам “от, понаїхали наші Карпати засирати” :-( В Межгорье большой и свеже-отстроенный собор, а также какой-то новый горнолыжный комплекс Альянс. Строили б лучше на Гембе.

Изображение Изображение

С погодой нам очень повезло – солнце не жарило, но и холодно не было, ехать очень комфортно, если бы только еще не встречный ветер…. Постепенно, спускаясь все больше с перевала, замечаем, что сирень уже окрасилась, а вот тут она уже цветет, и магнолия и нарциссы с тюльпанами сияют, и каштаны на верхушках уже зацветают и все теплее и теплее….. Бабушки греются на лавочках под своими хатами, собаки спят в тени, поют птицы и мальчишки провожают нас взглядами и не только. Несколько раз наблюдали следующую картину: мы едем, нас видит мальчик, хватает свой велосипед и либо пытается нас догнать (но у него полуразвалившийся и скрипящий сингл-спид, а у нас много передач, щелчок за щелчком и мальчик разворачивается), либо едет перед нами, выписывая разнообразные “трюки” (едет без рук, объезжает каждую лужу шириной на всю дорогу с разных сторон, снимает футболку на ходу (снятия штанов я так и не дождалась :-))), девочки смеются над шлемами и велосипедками, ну да ладно… Вообще, впечатление, что мы первые велосипедисты в их селе и выглядим очень странно…

За с.Березовое горы заканчиваются, дорога становится ровной и неинтересной, спуски закончились, появилось много попутных и встречных машин, которые ревут сзади, обгоняют и выползают на встречку… Ехать очень некомфортно.

За Горинчово на повороте на Липчу сворачиваем влево, в сторону с.Нижне Селище (да что там, тоже 8 км, как и до Хуста), где находится очень интересная сыроварня. Подъем по тихой дороге, крутой поворот, где обваливается 3/4 асфальта (можно очень удивиться, если ехать тут ночью, например), какой-то хуторок, спуск в Нижне Селище…. Записываемся на завтра на экскурсию, тут опять цветет масса магнолий и сакуры, а одометр отмеряет, наконец-то, первую в нашей вело-жизни сотню км – УРА нам!!!

Вы – Гнщыки?

Направляемся в сторону Хуста, усталость хорошенько чувствуется, но силы еще есть, настроение отличное. Поднявшись на небольшую горку, останавливаемся глянуть на карту и немного передохнуть. Рядом тусуется несколько местных мальчиков. Один подходит к нам и спрашивает: “Вы – Гнщыки?” напрягаемся, что есть силы, но не понимаем, жмем плечами, он настойчиво спрашивает опять… Ни одной гласной, ни одной ассоциации. мальчик удивлен, что мы не понимаем по-украински венгерски и спрашивает, откуда мы. Чуть не ответила, что из Ураины, гхм, он бы обиделся, наверное (привычка уже). Говорим, что из Киева. “И што се вы з сАмого Києва на біциклях?!” Мотаем головами, мол, нет, из Воловца и все такое…. И опять он за свое, привстает повыше и прямо в лицо Кириллу кричит “ВЫ – ГнЩЫКИ?” и тут нас осеняет. Мы – гонщики! Ну, т.е., мы не гонщики, именно на этот вопрос мальчик и добивался ответа…. Разобравшись наконец-то, едем дальше, “сяк дойидетэ”…

цыганский табор, узнаем Хуст с разных сторон

Доехав до окружной Хуста решаем свернуть на грунтовку, отмеченную на карте. Вроде и ближе получается, и не по окружной с довольно плотным трафиком и типа грунты…. Дорога ужасная, “вымощена” камнями, трясет дико, хорошо, что в мы контактах. За поворотом видим собранные из мусора лачуги, перевернутую машину, еще две, вокруг снуют дети… все удивленно на нас смотрят, в этих краях велосипедисты появляются крайне редко, а мы понимаем, что это цыганское поселение… Съежившись, стараемся увереннее проехать, не особо смотря по сторонам, зато на нас просто открыто глазеют…. Навстречу идет семья с детьми, несут домой очередной скарб и строительный материал, все измазанные и в лохмотьях, за ними компашка парней…. Мы реально могли схлопотать и вернуться оттуда без велов и прочего снаряжения. Хорошо, что проехали их быстро, с облегчением вздохнули, въехав в город и попав на асфальт….

Операция “Поиск жилья”

Мы прицельно ехали селиться в гостиницу Хуст, т.к. ее нам советовали друзья, которые раньше в ней останавливались, а сейчас ехали из Львова на машине. В планах было поселиться вместе и гулять вечером. Вообще-то, у нас в планах было, что они приедут в Хуст раньше нас, снимут для нас номер,а мы приедем на все готовенькое. Но получилось наоборот. В гостинице Хуст свободных номеров нет, прозваниваем остальные нагугленные места – либо не берут трубку, либо нет мест, в одном отеле нам предложили 300грн за номер, решаем, что это уж слишком. Проверили понтовые гостиницы Ренессанс (мест нет) и VIP (есть один одноместный номер), даже в Скорпионе в Нижнем Селище номер от 250грн. Очевидно, в связи с праздниками местное население, не глядя, подняло цену на жилье вдвое. В одной из гостиниц нам дали телефон какой-то соседки, у которой есть две комнаты, в них 4 кровати и всего 250грн за все. В душ она должна была пустить нас к себе, живет она возле центра, в общем, звучит все очень вкусно, вот только нас вместе с друзьями получается 6 человек. Несколько звонков, круги по городу в поисках какой-нибудь небольшой и пустой гостиницы и нами принято решение селиться у этой тети, друзья пусть как хотят, а я отсюда уже никуда не поеду :-) Между тем на одометре 120км!!!  Вывод: едете на праздники в места скопления туристов – бронируйте хоть какое-то жилье заранее.

Вечером вкусный ужин в “Карпатських стравах”, глоток пива и заснула я, кажется, еще в кафе :-)

“Долина цветов этих” // Долина бутонов (авто)

Основной достопримечательностью на маршруте я считала Долину нарциссов. Рассказывать о ней много не буду, вот только нам не повезло, расцвело всего 20%. Мужская половина группы сказала, что они так и знали, что тут нечего делать, женская же посчитала, что если бы цвели все эти бутоны, то было бы действительно красиво.

Изображение

Жаль, нельзя подойти по-ближе к островкам цветов, но это и хорошо, наших людей нельзя близко подпускать. Они и издалека могут просочиться ну хотя бы кончиком левого мизинца под ограждение, чтобы сфотографировать несчастный цветок в руках.  Вход 5грн.

Селиська сироварня (авто)

Уникальное место. Услышав слова “сыроварня”, почему-то представляется большое промышленное здание, с кучей труб и пристроек. В данном случае это небольшой дом, издалека ничем не отличающийся от сельской хаты. Его хозяин – Петро Пригара, директор сыроварни, производит три вида сыра по швейцарской технологии. Используется чистейшая карпатская вода из джерела Хрещатик, чистое молоко, принесенное жителями села (каждый литр проверяется перед использованием), вкус даже в сравнение не идет со всеми этими Российскими сырами на наших прилавках, а цена, еще и при нынешних уровнях цен на псевдосыр – очень приемлемая (около 75грн/кг). Сыр трех видов: “Селиський” (средней твердости), “Хуст” (молодой а-ля фета) и “Нарцисс Карпат” (твердый – претвердый сыр). Экскурсия стоит 20грн/чел, рассказывают о всех этапах изготовления сыра, что для чего, все оборудование блестит иностранным качеством, в конце – настоящая сырная дегустация….

Грустно, в какой-то степени, но и очень здорово одновременно, сыроварня дает работу многим жителям села, объем ее производств напрямую зависит от количества принесенного молока. При этом никто не заставляет жителей приносить определенное количество, все приносят то. что им не нужно. Дело держится на чистом энтузиазме Петра Пригари и его семьи. Молодцы.

Берегово

Поев и попрощавшись с хозяйкой, выдвигаемся в сторону следующего пункта на маршруте – в Берегово. Сначала приходится ехать по очень оживленной трассе, но в г. Виноградов сворачиваем в сторону с.Олешник. Здесь тихая трасса, немного подъемов, а дальше – небольшие и почти полностью венгерские села. местные жители между собой говорят на венгерском, когда общаются с тобой, очень сложно понять, о чем идет разговор. На нас по-прежнему смотрят с удивлением, опять мальчики ездят наперегонки, а парень с сигаретой в зубах ставит мотоцикл на козу, объяснив нам дорогу :-)
Вербовец – Пушкино – Оросиево, дорога очень условная, но все же не по трассе, только тракторы проезжают мимо, в полях видели двух тетеревов – просто какой-то рай :-). Дальше Бенэ, Мужиево, Берегово – ничего интересного, вокруг поля, все плоско (кроме небольшого подъема перед Берегово), друзья уже сняли для нас номер в турбазе Закарпаття (цена смешная – 30грн/чел с удобствами на этаже, есть варианты с удобствами в номере), тут с жильем гораздо проще.

Изображение

В термальный бассейн уже не попадаем – он до 18-00 (не страшно, говорят, там просто кисель из людей), зато отлично прогуливаемся по улочкам города, вкусно ужинаем в ресторане гостиницы Шеркерт (жаль, мы тут не живем – на вид и по рассказам очень уютно) (много национальных венгерских блюд, замечательный официант, молниеносная подача). Бежим домой, спасаясь от внезапной грозы, празднуем День Рождения одного из друзей на балконе гостиницы с вином и сыром из Селиськой сыроварни под шум дождя…На одометре 63км.

Шош Карл Карлович и его винный погреб

По совету официанта из Шеркерта едем утром в с.Кидьош к виноделу Шош Карл Карловичу. Дорогу к нему безошибочно укажет любой житель села, а у калитки во двор припаркован большой двухэтажный автобус с туристами. Присоединяемся к экскурсии (20грн без дегустации, 35 грн с дегустацией) и погружаемся в тонкий аромат винного погреба. Вокруг много бочек, Карл Карлович производит более 20 сортов вина, 14 из которых (+2 вида водки) мы успешно продегустировали… Вина очень разные, сухие, десертные, два вида вермута, наливают из разных сосудов, выдуманных хозяином, рассказывают, как надо держать бокал, как и когда правильно пить, о чем думать и как закусывать. Что тут говорить – однозначно стоит попробовать все самому, все вина натуральные и вкус действительно отличается (всегда считала, что на дегустации сразу напиваешься и разницы не чувствуешь. Первое – правда, второе – нет :-)) По окончании экскурсии можно приобрести понравившийся сорт (цены 25-40грн за литр), есть также возможность организовать доставку вина в ящиках под какое-либо мероприятие в любой город Украины.

ИзображениеИзображение

Надегустировались мы по полной, прикупили несколько литров вина и выдвинулись в сторону г.Мукачево.

Как протрезветь за 55 минут

Первые сотни метров давались очень нелегко – солнце припекало, все вино смешалось и мы ехали каждый в своем винном облаке. Спьяну нам удалось догнать одинокого велосипедиста и удалось удержаться за ним. Кирилл с ним поочередно менялся, прокатив меня со скоростью 27-29кмч “на колесе” до Мукачево (30км) и долетев до вокзала за 55 минут! У парня огромные мышцы на ногах, он оказался членом сборной Украины по биатлону, сам из Львова, вчера вкрутил 170км ну, в общем, вы понимаете :-)))) загордились, мол, мы оказывается что-то можем)))) ну хоть немножечко, хоть всего тридцаточку :-)

Естественно, все винные облака рассеялись очень быстро, как будто и не пили, и не ехали 30км…..На одометре 33км после заезда в центр.

…….
А потом в окне душного дополнительного поезда нас провожало милое и тихое Закарпатье, шелестя зеленой листвой журча ручьями и водопадами. :smt060 P.S. Изначальная нитка маршрутка взята с сайта x-trips, однако была изменена (Берегово и Мукачево вместо Свалявы). общий километраж 216км, время в пути примерно 10 часов.