Київський велоклуб "XBikeCLUB"

2009 – 27-29 червня – Гірський Крим

ПРЕДПОЕЗДОЧНОЕ

А вот и снова Крым…
       Изначально наш поход подразумевал трех участников…и билетов было куплено соответственно в количестве трех штук, только вот кто будет третьим на тот момент мы не знали. Все решилось буквально за несколько дней до похода, третьим…точнее третьей оказалась Снежана.
       Над городом как раз начала спадать жара…загруженный вещами я поехал на вокзал. Но неприятная мысль о том, что вот с этим всем грузом придется переть вверх добрую часть маршрута, меня не покидала.
       Почти сразу, как только поезд покинул границы города, налетел ужаснейший ливень, небо стало практически черным от туч и сразу же по окнам побежали струйки воды, а в вагоне запахло приятной свежестью. Такой ход событий, конечно же, нас немного расстроил, мало ли, может такая погода будет и на полуострове.
       Слегка перекусили и при свете налобного фонарика, который Джан прикрутил к раме байка, что лежал на третьей полке, мы расписали пульку, но что-то игра шла туговато и растянулась в итоге далеко до полуночи.

1 день

Бахчисарай – Соколиное – Ай-Петри

Утренний пейзаж с окна вагона «порадовал» затянутым небом и моросящим дождем, потому я крепко задумался над тем, а стоит ли снова морозить одно место в горах. Но по истечении двух-трех часов очень быстро небо прояснилось и, откровенно, я глубоко вздохнул с облегчением.
       Состав прибыл в Бахчисарай в районе 12:00. Так как с нами ехали в вагоне еще с пяток велокиевлян, а поезд стоит пару минут, пришлось в очень быстром темпе выпрыгивать из вагона. Кроме того, Джану показалось, что он взял чужое колесо и он побежал карабкаться назад в вагон, но проводница заслонила своей грудью все его посягания. Через несколько минут выяснилось, что это его колесо, он просто забыл как оно выглядит. Джан говорит: «Ну да, у меня сзади новенький Maxxis, а спереди старенькая Kenda. Я, почему-то хотел увидеть Maxxis».
       А далее, как обычно, дорога Бахчисарай – Соколиное. За последнее время настолько часто здесь езжу, что помню ее на память. Традиционно по пути заехали в Куйбышево, в нашу любимую кафешку «Ай-Петри», нас там вспомнили, вкусно накормили и еще в дорогу дали сладостей.

День был в разгаре, велокомпьютер показывал 35 градусов… жара. Еще одну остановку сделали в Соколином, купили воды, которая уходила очень быстро, топлива на подъем к Ай-Петри, глубоко вздохнули и поехали дальше.

Как же хорошо, что Снежинка предложила скупнуться в реке, что при входе на Большой каньон! После сорокаградусного пекла окунуться в холодную горную речку было невероятным блаженством. Кроме того, намочив веломайку и сразу ее надев, какое-то время даже чувствуешь небольшой озноб, но он быстро проходит… к сожалению.

Начался основной подъем на Ай-Петри. В общем, тут рассказывать нового нечего, в предыдущих отчетах я рассказывал, что подъем не из легких. По пути нас обогнал один из велокиевлян, что ехали с нами, весело помахал рукой и поехал дальше, хорошо кому-то, подумал я, налегке без вещей, с рюкзачком…не то, что я…забитая сумка (типа «велоштаны»), палатка (5 кг.) и три литра воды.
       Снежана говорит: «Велокиевлянина этого звали Алексей. Я его встретила потом в Киеве на перроне – возвращались одним поездом. Он рассказал, что он действительно сначала обогнал Skifа, но потом у него ногу свела судорога, и он не смог нормально крутить педали. [Судорога – довольно распространенное явление среди велосипедистов. Потому боремся с ним распитием минералки, Тан-Айрана, поеданием соленостей – в общем, нужно восстанавливать потерю воды и соли, иначе судороги практически неизбежны. И сладостями соль не заменишь]. А еще Алексей удивился, что мои V-brake остались живы после гор. Гы. Это уже второй горный поход с этими неменяными V-brake’ами».
       Джан говорит: «Я ехал в роли замыкающего, к которой мне не привыкать, со Снежинкой, поскольку Скиф уехал вперед и связь по рации с ним прервалась. Делали несколько остановок пофоткаться и отдышаться».

Выехал на плато, пошел небольшой спуск, разогнался до 35 км/ч, на обочине стоит оранжевый москвич (не любою я оранжевые москвичи, особенно в Крыму после полета по асфальту в 2006 году), возле него трое татар набивают багажник свежескошенной травой. Один, увидев меня, выбегает на дорогу и начинает мне кричать, чтобы я остановился. Я, конечно же, не останавливаюсь, а зачем, я только скорость хорошую набрал, тем более кто знает, что у них на уме. Проезжаю мимо. Через пару минут догоняют и пытаются обогнать, но в этом месте начинается резкий поворот из-за которого выезжает Мазда, свист тормозов…Я в шоке…В общем, обгоняют они меня и начинают притормаживать, а как раз спуск, то есть при большом желании я бы мог их обогнать. На заднем сидении сидят два татара, тыкают в мою сторону пальцами и смеются. Я остановился совсем, думаю, подожду, может хватит смелости им выйти, пока взял флягу, сделал пару глотков и, на всякий случай, потянулся за ножом. Но, видимо, им стало не интересно, когда я просто стою на месте, потому они поехали дальше. Что тут скажешь… Джан говорит: «А скажешь тут то, что надо все-таки ездить группой, и даже если кто-то отрывается – ждать в пределах видимости или хотя бы в зоне досягаемости средств святи».
       К девяти вечера, когда все уже были в сборе мы сидели в татарской забегаловке на плато и пили травяной чай. Его аромат заставлял расслабиться и настроиться на отдых перед следующим днем, который по сравнению с первым ожидался самым ударным. Еще сытно покушали, купили воды на приготовление завтрака и, уже по темному, поехали искать место для палатки.

И лучшего места не нашли, как поставить палатку в трехстах метрах от домика лесника, который увидев наши велофары в лесной чаще, пришел «поздороваться». Он нам объяснил, что мы круто «попали», так как это территория заповедника и с нас по 20 грн. Хм…с этого и надо было начинать. Джан говорит: «В общем-то, лесник был настроен довольно-таки дружелюбно, хотя выглядеть старался сурово. Нормальный пацан, короче. Я ему объяснил, что ехали мы по-темному, и при свете фар нам не было видно запрещающих знаков. Хотя, по-правде это было не так 🙂 Сошлись на том, что завтра поутру заедем к нему, купим билеты и получим инструкции, как вести себя в заповеднике и как не нарваться на лесную охрану в соседнем заповеднике (где Роман-Кош). Видать недолюбливают они друг друга …»

Пройденное расстояние: 60 км.
Набор высоты: 1200 м.

2 день

Ялтинская яйла – Алушта

Если честно, то если бы мы знали все нюансы и было хотя бы еще не темно, то мы нашли бы место получше для палатки…но как случилось – так случилось, и мне кажется, даже к лучшему.

Джан говорит: «Проснулся я первым, хотя и ложился последним. Пока все дрыхнули, успел сходить на смотровую площадку, посмотреть пейзажи. Вернувшись к палатке, сделал зарядку, повалялся на траве, пофоткал, потом начал возиться и шуметь, чтобы таким образом разбудить народ. Увы, бесполезно. Тогда я залез в палатку и сказал, что уже 9 часов (хотя было 7), только тогда все зашевелились».
       Та ты просто пАдонак :-))))

Собравшись, мы подошли к домику лесника, оформили проезд по заповеднику, кроме того, ребята нам показали, где есть вода на плато, один из источников оказался совсем рядом с нашим местом стоянки. И взяли с нас по десятке, но предупредили, что проезд разрешен только по их заповеднику, если мы заедем на территорию Крымского заповедника, то нас встретят дяди с автоматами. Ну, с этими дядями мы встречались уже 2007 году, правда, они были без автоматов, но договорились же. В общем, поехали по яйле в сторону Роман-Коша.
       Я, в прочем, как и Джан, полагал, что яйла не сильно холмистая…как же я ошибался. Мало того, что дорога все время то вниз то вверх, так вверх, порою, да что порою, практически все время, приходилось байки тащить на своем горбу. Причем, подъемов было значительно больше. Да к тому же у Снежаны три раза рвалась цепь, возможно майский поход, когда она ту же цепь порвала за 15 км. до вокзала, прошел не зря. Джан откровенно подзадолбался эту цепь все время чинить. Но какие там пейзажи, какие виды…ради таких видов стоило переться в 45-градусную жару по яйле. Кстати, если бы не солнцезащитный крем Снежаны, мы бы там…ну я так точно в буквальном смысле сварился.

Снежана говорит: «SKIF скромно умолчал, что дорога при этом при всем по большей части являет собой разнокалиберный щебень. Местами не только вверх, но и вниз приходилось топать рядом с велом».

Джан говорит: «От себя добавлю, что усилие, с которым толкали велы вверх, было соизмеримо с усилием, необходимым, чтобы толкать легковой автомобиль по асфальту. То и дело, ноги скользили по камням вниз, да и велы с полностью зажатыми тормозами тоже сползали».
       Снежана говорит: «Лично меня солнце не сильно распекло, потому что я пожертвовала майками и футболками в пользу белой льняной рубахи с длинным рукавом. Ну и да, антипригарное покрытие в виде крема с хорошим фактором защиты».
       На границе Крымского заповедника, когда Джан в очередной раз чинил цепь, нам повстречалась группа “пешиков”, которая спускалась с горы Кемаль-Эгерек. Один из них рассказал, что там, куда мы едем (Роман-Кош, Беседка ветров) стоят те самые дяди с автоматами и реально «Рубят бабулесы» со всех, кто туда приезжает.

К этому времени мы уже были конкретно подуставшими, и перспектива разборов с лесниками нас не особо радовала, потому мы решили обогнуть интересующие нас места через Никитскую яйлу и выехали прямо на Никитский перевал.

Снежана говорит: «Впоследствии мой папа, бывалый велотурист, недоумевал, как же так – мы сошли с маршрута, не ломанулись на Роман-Кош и беседку Ветров, не доехав до беседки около 2, а до Коша около 5 км. Может, у нас вода кончилась? – предположил он. Да нет. Так устали, что начался «психоз»? Да, устали, но не до безумия – ехать/идти можно. Палатка же с нами. И еда, вода: ужин-завтрак. То есть мы спокойно могли взять Роман-Кош. Но не было охоты идти договариваться с автоматчиками, если они нас увидят. Зато у Леши (да и Джан не возражал) была сильная охота уже этим вечером искупаться в море. А оставшееся световое время давало нам выбор: либо Кош и ночевка на хребте, либо море. Поскольку основная цель похода была получить максимум удовольствия, то решено было ехать за продолжением, уже другого рода удовольствием вниз…».
       Джан говорит: «Да, правда. Когда был предложен вариант спуститься к морю сегодня, я сильно возражать не стал, нет. Я вообще не возражал 🙂 ».
       Пусть…пусть не сбылась мечта идиота…или даже трех идиотов, не поднялись мы на Роман-Кош, но, все же мне было интересно увидеть эту местность днем, так как поход в 2007 году этого сделать не позволил, мы пока приехали, было совсем уже темно. Так что, хоть половина мечты, но сбылась, мы оказались днем на Никитском перевале. Ура! Джан говорит: «Да, мы это давно собирались сделать».
       А дальше головокружительный спуск по серпантину в Массандру, хочу отметить, дорога очень сильно отличается от того же спуска с Ай-Петри на ЮБК, она интересна тем, что имеет довольно-таки длинные отрезки, где можно разогнаться до 60 км в ч. Мы так рады были, что не нарвались на лесников, как вдруг шлагбаум. Мы давай через него перелазить. Стала гавкать собака, бежит какой-то мужик и кричит что-то типа, какого вы тут делаете. Успел перелезть только я. Добегает, запыхавшись, и начинает спрашивать у Джана, мол, вы откуда? Джан падает на ноль и отвечает – сверху. Мужик – я понимаю, что сверху, откуда едете? Джан – сверху едем, я не знаю как тут местность называется. Мужик – вы что без карт едете? Джан – да, а что тут нельзя ездить? Мужик долго начинает рассказывать, что тут заповедник и вообще надо брать с собой карты. Тут вступается Снежана, тоже падает на ноль и говорит – а мы заплатили за проезд по заповеднику. Мужик начинает рассказывать, что это другой заповедник и так далее. В итоге разговор исчерпывает свое содержание, друг для друга все поняли и наступила короткая тишина. Мужик – езжайте. Мы и поехали…

Снежана говорит: «Ну, я понимала, что тут мужику нет никакого резона нас останавливать, а нам – платить ему за проезд по заповеднику. Так что остановил он нас так – для порядка «попугать». Так что «отморозиться» – было наиболее логичным решением. Даже весело получилось :)».
       Джан говорит: «А еще я давил на то, что мы хотим, как можно быстрее, прям сию же секунду покинуть запретную зону и убраться восвояси, лишив всех лесников и лесную охрану вместе взятых удовольствия (или негодования) от созерцания наших лиц на вверенной им для охраны территории.
       Спуск в Массандру заслуживает особого описания. Это не просто спуск – это 18 км вниз по горной лесной дороге, где каждый километровый столбик нещадно отсчитывает остаток кайфа. В прошлый раз мы ехали здесь ночью и разогнаться как следует не могли. Тогда в свете фар то и дело на дороге появлялись огромные шишки, которые, как пули вылетали из-под колес, грозя завалить вел. В этот же раз все было иначе. Было светло и мы вовсю наслаждались спуском. Проехали сквозь облако, зависшее на высоте около 1 км».
       Далее без особых приключений поехали в Алушту в палаточный городок. В начале второго ночи поставили платку на берегу моря и пошли купаться. После чего улеглись спать.
       Снежана говорит: «Ну, не считая того, что у ребят были небольшие разногласия по поводу того, стоит ли кушать в Алуште на набережной (тут в это время шел «карнавал» полным ходом – сгоревшие и загоревшие тела сновали тут и там, со всех сторон доносилась какофония самых попсовейших мелодий)».

Джан говорит: «Да, что говорить, меня данная ситуация, мягко говоря, угнетала. Предвкушая ужин у палатки на берегу моря, да и не будучи любителем таких шумных попсовых заведений с безумным множеством шляющихся аддыхающих, я ощутил резкий контраст с величественной тишиной и покоем горных хребтов. Даже аппетит у меня пропал».
       Раз уж эта тема поднялась скажу и я. Несколько раз я говорил, что надо нормально покушать, когда приедем в Алушту и что я помню, где есть хорошая, недорогая столовка, тем более, прямо по пути в палаточный городок. Потому апеляции сто стороны Джана мне были непонятны. Было уже очень поздно и я был уверен, что готовить ужин, далеко за полуночь никто не будет…как, вобщем-то, и случилось.
       Снежана говорит: «И не считая того, что мы не были наверняка уверены, что этот палаточный городок, который посетил Skif летом 2006, существует и по сей день. Дорога помнилась Скифу приблизительно – пришлось немного потыкаться, покрутиться по набережной, перенести велы через шлагбаум, проехать по стройке и тащить велы по довольно большой ступенчатой лестнице вниз, к этому городку. Но оно того стоило. Ночное купание…мммм… и долгожданный сон».

Пройденное расстояние: 80 км.
Набор высоты: 1803 м.

3 день
Алушта

Снежана говорит: «Я проснулась около 6 утра от того, что мне стало невыносимо жарко в палатке. Вместе с карематом переместилась спать рядом с палаткой, на свежем воздухе. Разбуженный моей возней Виталик отправился в это время купаться».

У нас было пол дня на купание в море, чем мы и воспользовались, накупались по полной. Хотел сказать позагорали, но мы после Яйлы в полусгоревшем состоянии не особо хотели сидеть под солнцем. Такое пекло было, что, после моря за несколько минут становились сухими и, ничего не оставалось делать, как снова нырять в воду.

Джан традиционно, с маской и ластами поплыл изучать местное дно, а Снежана насобирала мидий, которых мы сварили к обеду. Джан говорит: «(К завтраку!)». Ах да, забыл сказать, Джан сварил компот, из слив, что росли в метре от палатки. Отличный компот получился.

В палаточном городке есть все, чтобы нормально себя чувствовать: столовая, душ, туалет. Потому перед поездом мы еще выкупались хорошенько и поехали на Алуштинский автовокзал, чтобы сесть на автобус до Симферополя.
       Джан говорит: «Выяснилось, что в лагере люди отдыхают по путевке, стоимость которой 1500 грн за 10 дней с носа. Предоставляется брезентовая палатка (установлены в лагере стационарно), топчаны в палатке, 3-х разовое питание. Можно ставить и свои палатки за небольшую плату. А еще, люди в лагере почему-то не купаются в море… Наверное, настолько там классно 🙁 ».
       Попрощались с Джаном, который решил остаться еще на несколько дней на море, и поехали на Вокзал.
       Где-то на полдороги набежали грозовые тучи, и начался ливень, который не прекращался до самого вокзала. Вот и пригодился мой дождевик, не зря его возил, купили еды в дорогу да отправились домой.

ПОСЛЕПОЕЗДОЧНОЕ

Что сказать, удался поход, посмотрел безумно красивые пейзажи, в общем, приятно провел время, интересный получился маршрут. Программу практически выполнили – и по горам поездили и в море покупались, приехали все живые и довольные. А кто не поехал – пусть задумается….
       Снежана говорит: «Да, виды были обалденные. Начиная с вида ночной Ливадии с высоты Ай-Петри. С россыпи звезд на ночном небе – нигде не увидишь такие яркие звезды, как вдали от города, ближе к небу. И продолжая безумными пейзажами хребта: видом Ялты с высоты птичьего полета. Столкновение облаков, плывущих к хребту со стороны долины и облаков со стороны моря – их восхитительный танец над нашими головами.
       А запахи хвои, которые доносились до нас со всех сторон, пока мы продвигались по хребту. А ромашковые поля!…».
       Джан говорит: «Да уж, Крым у меня давно ассоциируется с запахом моря и можжевельника… Еще могу добавить, плюс ко всему – физическая нагрузка, к которой мы осознанно стремимся, идя в поход, тоже становится его неотъемлемой частью. Преодоление трудностей, а затем заслуженный отдых – своеобразный, конечно же, и не всеми любимый, но тоже кайф. Далее, посещение новых, доселе неизведанных мест. Плюс отличная компания. Плюс незапланированные моменты в походе, маленькие «нежданчики», что тоже привлекает меня – все это, сливаясь воедино, создает общую позитивную ауру».

ПОСЛЕПОСЛЕПОЕЗДОЧНОЕ…(ПИШЕТ ДЖАН)

Проводив своих друзей на автобус, я отправился на Алуштинский морвокзал, в надежде скостить участок дороги до Симеиза, где собирался провести ближайшие два дня. Оказалось, что рейсовый теплоход в нужном направлении отправляется только 1 раз в сутки, а именно в 9 утра. На мой логичный вопрос кассиру – а чего вы тогда здесь делаете в послеобеденное время? – прозвучал вполне логичный ответ – «сама задаю такой вопрос…» Желания тащиться 50км по тягунам в самое аццкое пекло у меня не было нисколечко, поэтому доехал машиной до Ялты и отправился своим ходом в Симеиз по нижней трассе. Ливадия, Ореанда, Гаспра, Кореиз, Алупка… Так, неспеша, грызя по дороге абрикосы и персики, добрался я до Симеиза. Жить остановился у первых же попавшихся хозяев, не хотел рассусоливать поиски жилья. Что сказать? Симеиз: город –песня! Сосиски в магазине оказались вкусными, пиво холодным, море теплым. А копченый морской окунь – вообще – пальчики оближешь. В этот вечер я матрасил на берегу моря.
       Следующее утро я посвятил плаванию с ластами и маской. За скалой Дива есть отличные места, чтобы поплавать. На глубине 3-4 м увидел краба, панцирь которого был 7-8 см в диаметре. Редкость на такой маленькой глубине. Щелкнул его по панцирю. Он оскалился на меня клешнями и убежал. Впервые увидел под водой баклана – он сидел на камне и при моем приближении нырнул в воду. Я наблюдал его подводное плавание в течение нескольких секунд, затем он скрылся за камнями.
       Ну, и конечно же, будучи в Симеизе – как я мог не проехаться по своей любимой дороге через Оползневое на Шайтан-Мердвейн? После обеда было не так жарко, как утром. Как и ожидалось, дорога порадовала меня великолепными пейзажами, и наградой за долгий подъем – стремительным спуском. На одном из виражей чуть было не врезался во встречную машину, неожиданно показавшуюся из-за поворота серпантина… Разминулись всего в нескольких сантиметрах. Все произошло так быстро, что испугаться я даже не успел и поехал дальше.
       Оставшуюся часть вечера провел на берегу, потягивая пиво в уединенном месте среди камней и множества крабов.

ImageImage

На следующее утро, собравшись, поехал в Мисхор, чтобы там сесть на канатку, подняться на Ай-Петри, скатиться в Бахчисарай и сесть там на киевский поезд. Жара стояла невыносимая. Подъем давался нелегко. Здесь тоже не обошлось без «нежданчиков» – у встречного камаза взорвалась резина… Бах! Столб пыли, по дороге катятся какие-то железки… Когда пыль развеялась, камаз стоял на встречной полосе. Хорошо, что никто не ехал навстречу!
       Заплатив 75 (!) грн за билет, поднялся на Ай-Петри. На спидометре было 17км. Были у меня смутные подозрения насчет погоды… Когда я был внизу, каждый день из-за гор высовывалась тучка и так висела весь день. Да еще по рассказу друзей – в Симферополе они попали под ливень, поэтому все мои вещи были упакованы в кульки. Подозрения оправдались – на яйле было все в тучах, гремел гром и накрапывал мелкий дождик. Предвкушая кайф от 20-километрового спуска, я начал путь. Но кайфовал я недолго. Проехав всего 2-3 км я… нырнул. Это нельзя было назвать дождем. Это была сплошная вода. Машины стояли на обочине, по дороге неслись реки воды. Тормоза перестали работать, дожимая их почти до руля, скорость только немного снижалась. Хотя до этого все было нормально, да и колодки были не стертые. Дождь не то, чтобы не переставал, он только усиливался. Даже без очков было почти ничего не видно. Через 10 км я совсем окоченел. Руки занемели. Какой контраст после ЮБК! Чтобы хоть как-то ехать, я начал орать. Нет, я начал АР-РАТЬ! Нечеловеческим голосом. Если бы кто-то проезжал рядом, даже не знаю, что бы обо мне подумали… Я понимал, что если остановлюсь, двинуться дальше будет ой, как нелегко. Поэтому нащупал ногой асфальт я только через 30 км в Куйбышево, где и пообедал и немного отогрелся. Судя по сочувственному взгляду хозяйки кафе, вид у меня был, наверное, жалкий…
       Оставшаяся часть дороги прошла под моросящим дождиком и под волнами от проезжавших машин. Велокомп промок, я не видел ни скорости, ни расстояния, ни времени. Зато в зеркале заднего вида виднелось голубое небо на весь горизонт. Доехав на вокзал, первым делом поинтересовался, не уехал ли еще 28-й. И, о – чудо! Объявляют, что он опаздывает на 15 минут. За это время я успел кое-как смыть с себя песок водой из фляги и заправиться вишнями с дерева прямо на перроне. Вот и все!

ПОЛЕЗНЫЕ ЗАМЕТКИ, ВЫВОДЫ (ПИШЕТ СНЕЖАНА)

Новый опыт езды на велосипеде по горному Крыму летом навеял некоторые выводы. Хотите – берите на заметку, хотите – нет.
       1. Воды, если едешь в ненаселенку, должно быть не менее 3 л на нос в день.
       2. Для избежания судорог нужно потреблять достаточное количество соли, в частности – калия. Каким хочешь образом: хочешь – покупай минералку, томатный сок, тан-айран. Хочешь – кушай соль, тяни соленые огурцы или аспаркам в таблетках. Но быстрые углеводы сладкой воды не восстановят потери соли – а это чревато судорогами!
       3. В обед еда не готовится. Потому обязательно с собой должны быть запасы еды для перекуса. В качестве таких запасов я бы порекомендовала летом взять: козинаки, сухофруктукты (курага, изюм – кому что больше нравится), орехи (миндаль, фундук и тп). Внимание! Шоколад в поход летом брать категорически не рекомендуется. Ни в чистом виде, не в виде покрытия на орешках, конфеток и пр.
       4. Летом для движения под солнцем или под легкими облаками обязательно должен быть солнцезащитный крем. И – лично я уверена в том – одежда с длинным рукавом. Мы двигались всего 2 дня. А если бы поход был 3-4 дня? На шее, руках от предплечья до запястья образовались бы ожоговые пузыри?
       5. Это вывод Виталика: не стоит брать с собой непроверенных совместными походами людей туда, где сам еще не ездил. Действительно, подъем по хребту представлялся значительно проще. Я думала, что самым сложным будет 1й день… На самом деле, согласно GPSу Skifa, в первый день мы набрали около 1200 м высоты, а во второй – около 1600 м! (Леш, поправь, если я ошибаюсь). Причем большая часть подъемов второго дня шла по щебеню.
       6. Лето, Крым, жара – вовсе не значит, что не стоит брать ничего теплого из одежды в автономку. Ночевка на яйле была довольно прохладной – я натянула на себя в спальнике и гольф, и ветровку и штаны.

Автор основного текста SKIF.