Київський велоклуб "XBikeCLUB"

з байком по життю

2009 – 1-4 травня – Крим або «Хочеш розсмішити Бога – розкажи йому про свої плани». Довго.

…Утро 30 апреля. Пара часов до отправления поезда в Бахчисарай. Снова мысленно пересматриваю вещи, запакованные с собой: Виталик (Explorer) сказал, что вписаться в 6 кг – это реально (не для автономки). А я никак не могу понять, что же я с собой лишнего взяла, что у меня получается никак не меньше 10. А Alexej едет даже без заплечного рюкзака…

Часть 1. Планы.

6. Rockhomie (Юля)
7. Sne_zhinka (я)
8. Александр (мой пап)

Намеченный формат поездки: с минимальной загрузкой вещами прокатиться по горам, ночевки – в частных домах, питание – кафешки, подножный корм.

Намеченный маршрут:
1 мая. Бахчисарай—Соколиное/3й кордон. Смотрим Чуфут-Кале, на выбор Мангуп- Кале/Большой каньон.
2 мая. Соколиное/3й кордон—Ай Петри. Смотрим водопад Серебрянные струи, Юсуповское озеро, пещеру Партизанская, грот Данильча Коба, панораму с Барской поляны (смотровой площадки на Орлином залете), Татьянину пещеру.
3 мая. Ай-Петри — г. Роман-Кош — Гурзуф. Смотрим красоты с горного хребта, перевал Гурзуфское седло, Беседку ветров.
4 мая. Гурзуф — Бахчисарай.

Часть 2. А на самом деле…

За 2 дня до отъезда мне позвонил Виталик и высказал опасения на счет реальности найти жилье на 7 человек (8й участник, Саша, еще пытался взять билеты, а потому его участие было под вопросом). Он знал, что я была не против ночевать в палатке, даже скорее «за». Конечно, ночевки в палатке предполагают ее наличие, плюс наличие спальника, каремата. В его сомнениях было зерно истины, потому как майские праздники – горячая пора в горном Крыму. Однако сомнения были: не хотелось разделяться с группой, утяжеляться дополнительными вещами на фоне «легкой» группы. Однако в более раннем обсуждении возможной «автономки» части группы, участники не возражали против того, чтобы желающие спали не в частных домах, а палатке. Все равно один маршрут. А Виталик верил в то, что даже с палаткой мы тормозить группу не будем. Когда же Сашино участие в походе определилось купленными билетами, и он заявил, что едет с палаткой, мы с Виталиком перестали сомневаться.

День 1.

На перроне Бахчисарая были собраны велы, розданы рации. Обнаружилось, что загрузка участников группы самая разнообразная: от скромного подседельного мешочка и гидратора у Алексея до здоровенного баула у Саши (последний утверждал, что обычно баул заполнен намного больше, а ныне он ну почти налегке). Как показал дневной переезд, в случае нашей группы загрузка не сильно влияла на среднюю скорость – более утяжеленные особо не тормозили.
Заехали в Чуфут-Кале, погуляли по цветущему пещерному городу. Дурманящие запахи среди каменных стен под мраморным небом туч, освещенных проглядывающим сквозь прожилки солнцем. На обратном пути у подножия горы небо стало плеваться в нас каплями дождя. Костик тут же засуетился, и запаковался в полиэтиленовый дождевик, купленный у ближайшей торговки.
На центральной площади города готовила свое шествие колонна первомайцев-трудяг. Запечатлев сие действо, мы двинулись дальше. Через 100 метров нас накрыло стеной дождя. Пока мы пережидали под навесом дождь, иксбайкеры успели посетить ближайший магазинчик, дождаться Женю, который за это время успел добраться из Симферополя, куда приезжал его поезд в Бахчисарай и потерять Сашу, который, сначала отстав от группы, снимал первомайцев, а потом под дождем проскочил мимо нас, оставшись незамеченным. То теряясь, то находя друг друга, мы догнали Сашу уже возле станции Сирень, где тот успел затариться медом и снять на видео совиный конгресс.
На подъезде к с. Куйбышево все уже изрядно поднамокли и чертовски проголодались. Потому была найдена кафешка «Ай Петри» с мирными ценами, вкусной кухней и доброжелательной хозяйкой. Легкий дождь усилился, мешая нам сделать усилие и оторваться от стола. В нашем состязании с дождем, дождь сегодня проиграл. Выглянуло солнышко, и на площадь, дабы продолжить путь, выкатил своего коня Костик. На нем был феерический костюм из шуршащего плаща и бахил из мусорных кульков, обмотанных для прочности изолентой. В мягких лучах солнца он выглядел особенно эффектно.
Дальше дорога вела в Соколиное. И на подъезде к нему, я с ужасом отметила, что крутить педали по ровному мне стало очень тяжело. Виталик утверждал, что на самом деле это подъем, а я утешала себя тем, что просто у меня тяжелый багаж. В Соколином было найдено очень бюджетное жилье с очень гостеприимными хозяевами для 5 членов группы, и пока они поселялись, палаточные участники группы а лице меня, Виталика и Саши, медленно поползли с гружеными велами к 3-му кордону – пятерка налегке догонит, а стоянка палатками у нас на кордоне. Теперь я точно знала, что еду вверх, крутить становилось все тяжче, но глаза по-прежнему обманывали, утверждая, что я еду по прямой. На третьем кордоне группа оказалась практически одновременно. Пробежались по каньону, любители поплескаться – купались в ванне Молодости. Помолодели. Разъехались по местам ночевки.
Мы с Сашей и Виталиком полезли вверх, ближе к Юсуповскому озеру. Встретили весело прыгающих на каменисто-булыжчатой грунтовке даунхилльщиков. Те никак не могли взять в толк, чего мы лезем с велосипедами в гору, если можно сесть на машину, подняться – и спускаться на велах!
Стемнело. Ужин готовился на горелке, хотя рядом был роскошный костер: еще не решились коптить котелочки. Потому Саша, сварив на всех вермишели, дал нам с Виталиком указание наполнить другой котелок водой под чай. Рядом с примусом лежала литровая бутылка с водой, коей и был наполнен котелок. Вдруг Виталик скривился и сунул нос в котелок. Дело пахло не керосином, не. Бензином. Котелок, конечно, мы вымыли- выкипятили. Но уже утром. А ныне, глядя в пламя костра, мы пили вино и если вермишель, приправленную салом с чесноком, вприкуску с лучком и колбасой. Мням!

День 2.

Утро было солнечным. Это было задокументировано Сашиной камерой. Когда же я вылезла из палатки, свет солнца мягко спадал через кружево облаков. Воссоединившись с второй частью группы после ночевки (третья часть группы в лице Костика ломанулась на Ай-Петри по серпантину, сообщив, что у нее такой МАРШРУТ), к водопаду Серебряные струи мы шли уже под дождем. Подъем к Чайному домику пошел по глинистой грунтовой дороге, сдобренной камнями и листьями. В облаке. Под моросящим дождиком. Местами можно было ехать, местами – толкать веломашину. На последнем километре перед Чайным домиком (откуда мы должны были сделать петлю к Партизанской пещере, Данильча-Кобе и на смотровую площадку) у меня заклинило заднее колесо. Между щитком и колесом забилась глиняная масса, укрепленная вкраплениями камней. Велосипед превратился в шкаф, который можно было только двигать вверх. Через пару метров Giant Виталика постигла та же участь. И, пока Виталик выдирал из замурзанных наших велосипедов щитки, я решила запечатлеть на фото и видео появившуюся внизу из-за поворота Юлю. Снимать видео – а Юля еле-еле движется. Даже скорее стоит на месте. Рывок, другой – и стало понятно, что ее колеса так же заклинены…
Возле Чайного домика нашу замерзшую и промокшую тройку ждали другие четверо друзей, тоже замерзшие и промокшие. Чтобы долго не мерзнуть, надо было двигаться. Был указан путь – на юг, и я поехала. Когда меня догнал Виталик, выяснилось, что Женя, Леша, Алексей и Юля решили ехать прямиком на яйлу, минуя все достопримечательности дабы быстрее отогреться и высохнуть. Так группа была разделена на группу захвата «альфа», поехавшую ночевать сегодня на яйлу, и группу захвата «бета» – я, Виталик и Саша. Когда мы добрались до Барской поляны, внутри пульсировало одно желание: согреться. Раздули еще не остывшие от ушедших недавно туристов угли, и, спустя 15 минут, было принято решение тут и ночевать.
Пришлось давать себе мысленные пинки, заставляя отдалиться от огня чтобы сходить за водой, снять мокрые и грязные вещи с велосипеда… чтобы вообще хоть что-то делать и как-то шевелиться. За водой в Данильча-Кобу пришлось идти по очень размытой глинистой тропе, поскальзываясь на каждом метре. Сам грот оказался изумительным: каскады из ванн с чистой водой, переливающейся из одной в другую.
С нами на поляне приютились пешие туристы. Завидев огонь, они еще издалека закричали нам: «Вы уходите? Не тушите огонь!!!» Степенно объяснили им, что ныне мы отнюдь никуда не собираемся. Но было ясно, что и они никуда с места не сдвинутся до утра. Ужинали в палатке, укрепленной мусорными кульками между внутренней ее частью и тентом. Впрочем, на небе уже светили звезды. Запивали чаем со спиртом.

День 3, самый длинный.

Когда он начался – сказать сложно. Сон прерывался тигриным мурлыканьем Саши под боком и прохладой, обнимающей ноги. Пришлось греться, прижавшись в спальниках с Виталиком поближе друг к другу (до сцепки спальников, правда, дело не дошло). Когда солнце позолотило вход в палатку, пришлось заставить себя запаковать ноги в мусорные кульки, умостить их в мокрые кроссовки и выбраться из убежища. Сквозь мягкую дымку розовых облаков под обрывом, отрылся великолепный вид – то, ради чего мы сюда ехали. Чуть позже облака рассеялись, и мы смогли уже без дымки еще раз увидеть под собой Соколиное, убегающий разлом Большого каньона и даже Ай Петринские станции. Над поляной с развешанными поперек нее мокрыми вещами пешеходников, парили два орла. Широко раскинув крылья, они поднимались вверх по спирали на восходящих потоках воздуха и терялись в облаках, затем снова появляясь снизу.
Завершая петлю Чайный домик—Барская поляна—Чайный домик, мы зашли в Партизанскую пещеру. Во времена ВОВ тут был военный госпиталь. Я и Виталик вдоволь полазили по ней, и даже провели небольшое исследование: что можно почувствовать там, куда не проникает ни одного лучика света, где тишина. Для этого просто потушили налобные фонари и замерли, немые.
Наслушавшись о впечатлениях о второй части грунтового подъема на Ай Петри от наших вчерапроходцев, была морально готова снова месить грязь. Однако по дивному стечению обстоятельств мы обошли самые злые грязи через разветвление дороги к ферме чуть выше Чайного домика. Дальше практически все время ехала в седле. Когда поднялись на плато, у нас как будто крылья выросли: солнышко, мягкий ветерок и мы несемся в очередную радиалку, к Татьяниной пещере. В это время связь с группой захвата «альфа» показала, что она находится уже на южном побережье, там солнечно и здорово. Мы же снова нырнули в облако, и продолжали двигаться дорогами, ведомые папиной памятью и еще какими-то приметами, между карстовыми воронками. Так мы ехали каменистыми, травяными и глинистыми тропами где-то 6-7 км от основной дороги, идущей от Бечке к станциям. В какой-то момент папа остановился: дальше на веле не проедешь. Мы спрятали коней с вещами среди глыб камней и дальше двинулись сквозь лес, даже без тропы. Виталик взял азимут – для трека. Так мы обошли несколько воронок, кои Саша именовал «яруганами» – в одной из них должны была находиться пещера, и нашли тропку. Вскоре – и саму пещеру. У ее входа лежала шапка снега. Пещера интересна тем, что образована таким образом, что в ней довольно долго весной сохраняется температура около 0°С, в то время как снега сверху тают и просачиваются сквозь микроразломы свода пещеры, образуя капель. Внизу капли застывают – и вырастают ледяные сталагмиты. В глубине пещеры есть колодец, уходящий в недра земли. Мы вдоволь нафотографировались и насмотрелись красот.
Выйдя на свет, ощущалось сильное желание выпить чего-нибудь тепленького. Желание это подхлестывалось влажным холодом густого облака, затянувшего нас. Когда мы поднялись из воронки с пещерой, окруженные вокруг такими же воронками, Виталик ощутил желание подняться на пригорок, чтобы осмотреться вокруг, удалившись немного от тропы, по которой мы пришли. В облаке начал таять его силуэт, поэтому, чтобы не потеряться, мы с папой полезли за ним. Тем временем облако стало плеваться холоднючими каплями дождя. Пришлось поблуждать и помокнуть, прежде чем по северному азимуту мы вернулись к нашим коням и бурдюкам. Как позднее признался Саша, он хотел проверить, насколько хорошо ориентируется Виталик по компасу – ибо сам эти воронки довольно хорошо помнит еще с тех времен, когда по данным «цыганского радио» они с другом излазили все окрестности в поисках пещеры. Мда, была бы группа в сборе… ведь есть же GPS- координаты пещеры…
В холодном дожде день медленно катился к вечеру. А мы – к дороге, к татарам. Чтобы хоть сегодня переночевать в тепле, подсохнуть. Впрочем, Александр спокойно ночевал бы себе в палатке: эта погода – нормальная для его традиционных велопоходов осенью по Карпатам. Опять начала налипать глина, ехать можно было только рядом с дорогой, подрезая склоны. Камни устроили пляс под колесами. И один, шальной, видать, решил оседлать моего «петуха», свернув ему шею. Об этом я узнала, когда педали отказались крутиться. Остановившись, я обнаружила, что задняя перекидка повисла набекрень. В волшебном рюкзаке Саши оказалась и выжимка для цепи. Он поплевался на прочность петухов на модных Деоре, снял перекидку, укоротил цепь и стала я ехать на передаче 2:5. Дождь постепенно закончился, дорога перестала быть такой мерзкой и глинистой, перейдя в травянистую и уже было пригорюнившейся мне, стало веселее. Вскоре мы выехали на центровую грунтовку, и с шутками-прибаутками в лучах предзакатного солнца покатили к татарам. По лужам – туда с глинистых участков дороги с ручейками перемещались мелкие камушки: мылись колеса и не увязали. К татарскому поселению добирались уже в тумане и тьме: пригодились и осветительные приборы. Поселиться с хозяевам, у которых прошлой ночью стояла наша группа захвата «альфа» не удалось: хозяин уехал, случайно прихватив с собой ключ. Нам посоветовали договориться с «Армиком» – местным армянином, содержащим кафе, у которого есть комната для «переночевать». Папа вроде договорился, хотя Армик и озвучивал какие-то факты (для чего?) наподобие того, что мы мокрые- грязные, постель испачкаем (мыться-то негде). И вот, вроде, уже разгружаемся, а неугомонный Армик комментирует: я, мол, и пустил-то вас за такую цену (200 грн за комнату) только если вы у меня покушаете. Тыц-тырырыц! Что за условия еще? Саша принялся выяснять – что за условия такие, что за ерунда: мы договорились о ночевке или нет? У нас нет катастрофы, мы не терпим крушение, чтобы Армик делал вид, что нас великодушно спасает. Виталик пытался замять: ну понятно, что мы не разведем примус в комнате, чтобы приготовить, и не пойдем в соседнюю кафешку. Я покорно стояла у входа с велосипедом, и мне было уже пофиг: ночевать ли в тепле у хитроз*дого Армика или поставить палатку в ближайшем леске: подмерзла, конечно, хотелось в тепло. Но этот Армик со своими выбрыками мне явно не нравился. Так что получалось так на так. В результате худо-бедно договорились. В последствии Армик мне несколько раз втихаря от мужчин говорил, что пустил нас, только пожалев меня. Наверное, он думал, что мне от этого будет приятно, но сказал бы он мне это раньше – лучше бы в палатке ночевала, чесслово! Принесенной с собой водой (вода на Ай Петри привозная, тут источников нет) помыла всем ходовую обувь – чтобы сохла, чистая. У входа в комнату стоял умывальник: взяла мыло на нем, помыла руки. И тут как запричитает Армикова племянница: «Ах-ах-ах! Я этим мылом макияж смываю, а вы грязные руки помыли!…». Опять промолчала, что дура она: на кой класть свое особенное мыло в столовом зале, где кушают и руки перед едой моют?.. Поужинав, выпив винца и пообщавшись с велотуристами из России, которые тоже ночевали у Армика, только не в комнате, а покатом, в обеденном зале, уснули без задних ног. Вру… прежде, в темноте, когда Саша ставил будильник, послышался звон битого стекла – что-то грохнулось.

День 4.

Утром выяснилось, что грохнулась фарфоровая рамка иконы, стоявшей на будуарном столике у кровати. Думала, что хозяева будут рвать и метать (семейный раритет и т. п.), но просто взяли 25 грн. и ничего не сказали (вспомнилась фраза «по чем опиум для народа?»). Сашин поезд из Бахчисарая уезжал на полдня раньше нашего с Виталиком. Потому он собрался и поехал. Мы, не очень торопясь, собирались. Особенно не хотелось идти в «комнату отдыха», в которой капало с потолка за шиворот, и которая находилась в яме, куда вела глинистая раскисшая дорога. Виталик решил проверить и привести в порядок тормоза перед серпантинным спуском в 20 км. Но велосипеды были в такой грязи, что тормозные колодки вырисовывались лишь симметричными кусками грязи у ободов. Попросил воды у хозяина. Тот не дал: сам, мол, покупаю. Кое-как подтянул тормоза, собрались. Хозяин апеллировал ко мне: «Вы, мол, не обижайтесь, но воды дать не могу – сам вожу». Выскочила хозяйка: «Свой мусор забирайте с собой – нам не оставляйте!». Дело в том, что вечером мы пили вино, чистили одежку и обувь салфетками – и оставшийся мусор аккуратно сложили с мусорный кулек и оставили у входа. Хозяин опять ко мне: «Не обижайтесь, но вы же, придя в гости, не мусорите там!». У меня даже мысленные комментарии, которые я проговаривала про себя, закончились. Я обалдела. Хозяин явно полагал, что принял нас в качестве гостей, как будто мы ему не платили. Виталик принялся ругаться: мы заплатили, в номерах нормально – оставить мусор, мы же не раскидали его по углам ровным слоем! Еще бы посуду за собой после заказанного ужина предложили помыть!… в общем, мусор хозяин с видом «чтобы в первый и в последний раз» забрал.
В густом, как молоко, облаке, включили фары, габариты – и двинули на Бахчисарай. Одевшись потеплее и натянув на себя теплые перчатки. По дороге то и дело встречались группы пеших и велотуристов. И каждый-каждый даже из пешиков рад был нас приветствовать. Может, потому, что о нашем приближении сообщало яркие очи наших фар в тумане? Спуск по серпантину был приятным (Виталик, правда, жаловался, что ногам на спуске в мокрой обуви холодно). К концу спуска я определила, что больше 16-17 км/час на передаче 2:5 в постоянном режиме мне жать некомфортно: слишком высокий каденс получается. Внизу облаков не было, светило солнышко и вообще стояла волшебная весенняя погода. Еще не завтракав, мы мчались в Куйбышево, в кафе Ай Петри. После окончания серпантина цепь стала скакать по звездам: с 5-й на 1ю и на 4ю. Последнее было очень неприятно, так как цепь натягивалась до невозможности, и чтобы сбросить ее на 5ю звездочку приходилось ослаблять крепеж колеса в оси, а потом поправлять тормоза. Так потихоньку мы докатились на место завтрака. Съев по 1 блюду, от жадности и чревоугодия заказали еще 2 блюда на двоих. Хозяйка кафе была польщена. К выезду из Куйбышева я наловчилась уже без Виталькиной помощи возвращать спадающую цепь с любой звездочки на 5ю. Однако и цепь стала перескакивать на 4ю каждые 300-500 м. Я даже пыталась мягко крутить педали, чтобы отслеживать моменты перескока на 4ю звезду, предупреждая «затыки» одним оборотом педалей назад. Но… все же настал момент, когда цепь все-таки порвалась. И починить ее уже было нечем: обе выжимки цепи, взятые группой, были недоступны. Постоянно встречавшийся нам ранее неиссякаемый поток велосипедистов резко прекратился, стало быть попросить выжимку было не у кого. До Бахчисарая оставалось около 15 км. И можно было бы, конечно, сесть на рейсовый автобус и эвакуироваться, очень соблазнительна была Виталькина идея заматрасить где-нить на солнечной лужайке с видом на горы – а потом поймать машинку до Бахчисарая… Но хотелось пройти путь уже от начала до конца. Потому… Потому я толкала велосипед на горки, с горок скатывалась и накатом, и с Виталькиной помощью. По прямой Виталик тоже меня толкал в спину… и даже на длинную гору перед ж/д станцией Сирень. В общем накатом, толкачем, на честном слове и на одном крыле и тихим п… ходом, мы добрались до Бахчисарая. Оказалось, что большая часть от Соколиного до Бахчисарая – спуск или ровная дорога, а стало быть по дороге в Соколиное мы поднимались!
Оставалось еще достаточно времени, чтобы помыть велики и спокойно дождаться своего поезда. С радостью встретили другую часть нашей изначальной группы.

Часть 3. Выводы, соображения.

Наш поход был во многом поучительным – думаю, пищу для размышлений дал каждому – и по поводу организационных моментов, и по поводу снаряженческих. Вот немного моих комментариев.
1. Группа разделилась, причем не только на ночное время. Это плохо.
2. Если организовывается поход с привязкой к ночевкам, то маршрут должен быть построен без длинных переходов вне населенки, откуда сложно эвакуироваться в случае чего (в пределах нескольких часов пешего хода до цивилизации или путей сообщения). Если и допускать разделение группы на «палаточников» и «цивильщиков», то исключительно рассчитывая на формат переходов, как для «цивильщиков». В идеале группа должна быть неделимой.
3. Переходы должны быть тщательно просчитаны с учетом возможностей самого слабого члена группы. Так, чтобы свести к минимуму возможность возникновения экстренных ситуаций в виде движения ночью и т. п.
4. Ремнабор неделимой группы должен содержать все, чтобы можно было отремонтировать велосипед так, чтобы он мог нормально продолжать движение. Те, у кого стоят крутые перекидки, защищенные силуминовыми петухами – стоит иметь при себе запасной петух, соответствующий раме велосипеда и перекидке.
5. У группы должен быть руководитель, принимающий окончательные решения (не обязательно автор маршрута). При движении группы, в которой есть рации, должен быть четко определен глава и замыкающий, они – обязательно связаны рациями, отвечают за сохранность каждого участника.
6. В случае автономного похода с палатками стоит иметь список личных вещей и особенности их упаковки, обеспечивающий возможность выспаться в комфортных для организма условиях (тепле и сухости). ИМХО, мембранки – это чудесно, но иметь хотя бы легкие полиэтиленовые плащи от дождя в автономке необходимо (я уже молчу о костровом тенте – чтобы можно было и приготовить есть, и посушиться во время дождя).
7. Сушить вещи на костре – дурной тон и экстренные меры. Нужно быть готовым к тому, что вещь может сгореть даже при непосредственном твоем наблюдении.

Реально пройденный маршрут:
1 мая.
Бахчисарай—Соколиное/3й кордон. Посмотрели Чуфут-Кале, Большой каньон.
2 мая.
Соколиное/3й кордон—Чайный домик. Посмотрели водопад Серебрянные струи, Юсуповское озеро. Разделение группы.
Группа «альфа» далее: Чайный домик—Ай Петри, Ялтинская трасса.
Группа «бета» далее: Чайный домик—Барская поляна. Просмотр Данильча-Кобы.
3 мая.
Группа «альфа»: Ай Петри—Ялта—Симеиз
Группа «бета»: Барская поляна—Чайный домик—Ай Петри (Ялтинская трасса). Посмотрели панораму с Орлиного залета, парящих орлов, Партизанскую пещеру, Татьянину пещеру.
4 мая.
Группа «альфа»: Симеиз—Байдарские ворота—Севастополь.
Группа «бета»: Ай Петри—Бахчисарай.
Воссоединение группы в 6 купе 7го вагона поезда Севастополь—Киев.

Думаю, отчасти тому, что группа оказалась разделенной, послужили разные ожидания от похода разных членов группы. И если не считать того, что маршрут был пройден не полностью, что группа разделилась на 2 части, то я получила то, что хотела получить от этой поездки, и увидела большую часть того, что хотела увидеть. В общем, я довольна 🙂 Отдельное спасибо Виталику и моему папе за компанию.

…Теперь я точно знаю, что ничего в моем рюкзаке лишнего не было.